Вокруг церкви ризоположения. Церковь ризоположения в кремле Украшения и детали

После того, как мы внимательно рассмотрели внешние архитектурные особенности и , следует не менее подробно познакомиться и с внешним убранством небольшой церкви Ризоположения. Она выглядит более чем скромной по сравнению с . Да и стоит храм в весьма невыгодном месте – в тесном углу между Грановитой палатой, и Теремным дворцом. Но архитектура Ризоположенской церкви очень интересна и, несомненно, достойна отдельного рассказа.

В конце XV века в Московском Кремле шли грандиозные работы по перестройке его архитектурного ансамбля. Государь пригласил в Москву самых лучших мастеров, каких только могли сыскать его приближённые. Главную роль в создании нового облика великокняжеской резиденции сыграли, несомненно, итальянские зодчие. Но в Кремле трудились и псковские мастера. Именно им в 1484 году доверили возведение домовой церкви русских митрополитов.

Далее привожу цитату из книги И.М.Соколовой “Церковь Ризоположения” издания ГИКМЗ “Московский Кремль”: “Очевидно, псковским мастерам было предложено использовать в качестве образца московские храмы XV века, чем и объясняется преобладание в архитектуре церкви Ризоположения московских черт.” Здесь возникает дилетантский вопрос о московских каменных храмах XV века. О каких храмах идёт речь? О Спасо-Преображенском соборе Спасо-Андроникова монастыря? О Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры? Или вообще о церкви села Каменского? Оставим вопрос о московских каменных храмах XV века без ответа и вернёмся к церкви Ризоположения.

Храм является традиционным, крестовокупольным. Строили его из кирпича, в конце XV века в Москве этот строительный материал повсеместно заменил белый камень. Стены храма со всех сторон имеют трёхчастное деление. Помните, как отдельный участок стены называется? Правильно, прясло. Южная стена храма, как и другие стены, разделена на три прясла – широкое центральное и два узких боковых.

Каждое прясло завершается килевидными закомарами. Закомара – важный элемент древней русской архитектуры. Происходит “закомара ” от слова “комара”, что в древнерусском языке означало “свод”. (За комара – за сводом). Закомара – это завершение прясла внешней стены. Закомара своими очертаниями воспроизводит внутренний свод. Закомары могут быть полукруглыми, как на Успенском соборе.

Прясло южной стены Успенского собора. Прясло завершается полукруглой закомарой.

Или килевидными, как в Благовещенском соборе и церкви Ризоположения.


Южная стена церкви Ризоположения. Закомары храма имеют килевидную форму.

Апсиды, то есть алтарные выступы с восточной стороны также состоят из трёх частей.

Стоит храм на высоком цокольном этаже – подклете.

Церковь Ризоположения – одноглавая. Завершается она шлемовидным куполом. Купол венчает высокий барабан.


На снимке – шлемовидный купол церкви Ризоположения, он стоит на высоком барабане. Левее – многочисленные главки Верхоспасского собора.

Заметим в скобках, что шлемовидные купола по форме напоминают древнерусский шелом. Шлемовидный купол – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Барабан Ризоположенской церкви поставлен на гранёный постамент. На нижнем снимке хорошо видны и постамент, и узкие арочные окна барабана. Форма окон подчёркнута валиком такой же, как и окно формы.


На снимке видно, что цилиндр барабана “вырастает” из гранёного постамента.

Обратим внимание на украшение верхней подкупольной части барабана. По всей его окружности проложен фриз. Фриз состоит из нескольких рядов кирпичных украшений.


Фрагмент барабана центрального купола церкви Ризоположения

На самом верху проложен валик, ниже идёт ряд арочек, ещё ниже – поребрик , далее – бегунец и снова поребрик .
Поребриком – в архитектуре называется особенная декоративная кирпичная кладка. Ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены. Ряд поребрика выглядит, как рифлёный пояс.
Бегунец также представляет собой особенную кирпичную кладку. Кирпичи выкладываются наклонно и образуют треугольники. Треугольники бегунца поочерёдно смотрят вершинами вверх и вниз. Бегунец выкладывался поясом. Проще говоря – ряд кирпичных украшений в виде треугольников называется бегунцом.
Украшение стен бегунцом и поребриком было принято в северном зодчестве, характерном для Псковска и Новгорода. Псковские мастера оставили своеобразный автограф на московских храмах.

Восточная стена церкви Ризоположения

Рассмотрим восточную часть храма. Лучше всего она видна с Соборной площади. Обратим внимание на то, что центральный алтарный выступ (апсида) заметно шире боковых. Это архитектурная особенность крестово-купольных храмов.
Апсиды украшены декоративным кирпичным фризом. Такая деталь характерна для ранних московских церквей.
Апсиды восточной стены украшены поясом полуколонок. Через полуколонки перекинуты стреловидные арки. Они гармонично сочетаются с килевидными закомарами.

Каждая арка опирается на капители полуколонок. Капители по форме напоминают перевязанные снопы.

Над килевидными арками проходит интересный пояс-фриз со сложным растительным орнаментом.

Завершается фриз рядом ступенчатых треугольных ниш, разделённых низкими колонками с бусинами.

Южная стена церкви Ризоположения

Войти в Ризоположенскую церковь можно с южной или восточной стороны. У южного входа устроено высокое крыльцо, к нему ведут ступени.

Портал южного входа украшен килевидным завершением.

По всей ширине южной стены проходит декоративный фриз. Его мотив почти повторяет фриз восточной стены. Но с востока ряд ниш имеет треугольную форму. С южной стороны – ромбовидную.

Для сравнения привожу два снимка.

Фриз южной стены Фриз восточной стены

В верхней части под центральной закомарой южной стены расположена тройная ниша. По форме она напоминает тройную икону-складень. По всей видимости, в нише было живописное изображение. Но ни следов, ни документов о сюжете росписи не сохранилось.

Обратите внимание, что центральная часть складня отделена от боковых полуколонками с капителями в виде перевязанных снопов. В центре полуколонки украшены бусинами.

Северная стена церкви Ризоположения

С северной и западной стороны к храму примыкает поздняя галерея, её добавили в середине XVII века.

Вид на Ризоположенскую церковь с северной стороны. На снимке видно, что основной четверик храма закрыт поздней галереей.

Наверху в середине северной стены находится ниша. В ней хорошо просматриваются остатки росписи XVII века. (Фреска раскрыта в 1996 году).

На фреске изображён храмовый праздник “Положения ризы Пресвятой Богородицы”.

Западная стена Ризоположенской церкви

На западную стену Ризоположенской церкви обратит внимание лишь очень дотошный посетитель. Причислим себя к таковым и заглянем в самый дальний угол. Обратим внимание на то, что пристроенная в XVII веке галерея (мы видели её с севера) с западной стороны соединена с Теремным дворцом. Таким образом, из дворца через крытую галерею можно было попасть не выходя на улицу прямо в Ризоположенскую церковь.

На западной стене над галереей видна ещё одна ниша. Установлено, что в ней находилась фреска “Печерская Божия Матерь”.

Этот образ был очень почитаем в Москве. Одно время Ризоположенскую церковь называли храмом Печерской Богоматери, к церкви даже пристроили Печерскую часовню. В 1930-х-40-х годах ХХ века храм очистили от поздних пристроек, сломав в том числе Печерскую часовню. Тогда же оказался навсегда утрачен образ Печерской Богоматери.

Не станем перегружать статью подробностями о строительстве и многочисленных перестройках храма. Задачей настоящей статьи было рассказать о современном архитектурном убранстве церкви Ризоположения Московского Кремля.
О храмовом празднике Ризоположения будет отдельный рассказ.

Кратко напомню историю посвящения храма празднику Ризоположения.
Предыдущий современному храм 1451(?)года (сгорел в пожаре 1473 года) построили по повелению первого независимого московского митрополита Ионы (похоронен в Успенском соборе) в честь чудесного избавления Москвы от “скорой татарщины”. В 1451 году к Москве подошли войска татарского царевича Мазовши. Великого князя Василия II Тёмного в городе не было. (С.К.Романюк пишет, что он попросту сбежал, бросив Москву на произвол судьбы). Москвичи своими силами отразили первую атаку татар. Митрополит Иона со священниками молился о заступничестве Пресвятой Богородицы, обходил с молитвой стены белокаменного Кремля. Это было 2 июля 1451 года. На следующий день жители ожидали нового приступа, люди готовились к сражению. Но утром обнаружилось, что татарское войско покинуло стан. Историки свидетельствуют, что Мазовша решил вернуться в Орду в связи со сложной внутриполитической ситуацией. В Москве это событие расценили как чудо, заступничество Пресвятой Богородицы. 2 июля по старому стилю (юлианскому календарю), 17 июля – по современному летоисчислению православная церковь отмечает праздник Положения Святой Ризы Пресвятой Богородицы – Ризоположение.

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1484 год
Окончание строительства: 1485 год
Святыни: иконостас
Координаты: 55°45"02.9"N 37°36"59.9"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Эта небольшая, одноглавая и очень красивая церковь – настоящее сокровище Соборной площади Московского Кремля . Она находится к западу от Успенского собора . По традиции, службы здесь проходят только один раз в год, на престольный праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне – 15 июля по новому стилю.

Как возник праздник Ризоположения

Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.

Вид на церковь со стороны Соборной площади

От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.

По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.

Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах - северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.

Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны. Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор. Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.

Вид церкви с севера

В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.

Чуть позже, в праздник Положения Ризы Богородицы на Руси также произошло чудо. Это случилось 2 (или 15) июля 1451 года, во времена царствования Василия II Темного. Именно в этот день были отогнаны степные кочевники, под предводительством нагайского царевича Мозавши направившиеся для захвата русских земель. Татары внезапно осадили город. Царь бежал за Дубну. Были сожжены все посады. Осажденные в Кремле задыхались от дыма. Но первый приступ отбили. А на утро, когда дым развеялся, вдруг оказалось, что татары неожиданно ушли, оставив всю награбленную добычу.

История строительства храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

В память об этом спасительном чуде – заступничестве Богородицы против татарского нашествия, в Кремле при содействии митрополита Ионы и был построен храм Ризоположения. Первая церковь была деревянная. Но ее сгубил большой пожар, случившийся в Москве в 1473 году. Позже, при митрополите Геронтии, во время грандиозной перестройки Кремля, за два года нанятые в Пскове мастера возвели каменный храм, закончив строительство к 1486 году.

Долгое время Ризоположенский храм был домовым для митрополитов, а позже – для патриархов московских. Но когда в середине XVII в., во времена патриарха Никона возвели другой домовый храм в памяти о Двенадцати Апостолов , Ризоположенская церковь стала дворцовой. Она использовалась русскими самодержцами для частной, домашней молитвы.

Тогда же, в XVII веке храм перестроили, покрыв его четырехскатной кровлей. А открытые раньше паперти, расположенные с запада и севера от церкви, перекрыли сводами. Получившаяся в результате этого крытая галерея стала служить для царице и царевнам для перехода из Теремного Дворца к Успенскому собору.

В более поздней своей истории храм дважды был сильно разрушен. В первый раз – во время большого Троицкого пожара 1737 года. После него храм восстанавливали под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. Для Ризоположенской церкви сделали новый шлемовидный золотой купол и растесали окна алтаря.

А второй раз – во время артиллерийского обстрела кремлевских зданий в 1918 году. Но как и все храмы Кремля , эту церковь реставрировали, но не оставили для религиозных службы, а в 1965 году открыли здесь музей .

Архитектурные особенности и интерьер храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Церковь Ризоположения – одно из красивейших зданий Москвы. Это трехапсидный храм, который стоит на высоком цокольном этаже - подклете. Храмовые своды опираются на четыре столба. Три стороны церкви украшены фризом. А на южной стороне есть портал с колонками, куда ведет высокое крыльцо. Храм построили из кирпича, заменившего в то время традиционный строительный материал - белый камень. Монументальный объем стен завершают изящные килевидные закомары. Эта церковь стала своеобразным сплавом традиций московского и псковского зодчества.

Церковь Ризоположения на фоне Верхоспасского собора

Особенностью храмового интерьера является то, что весь он сделан в одно время, в полном стилистическом и художественном единстве. Во время перестройки церкви, в 1627 году, московские мастера под руководством одного из лучших придворных иконописцев Назария Истомина выполнили для храма прекрасный четырехъярусный иконостас, обрамленный в оклад из серебра – настоящее произведение искусства!

Стены храма расписаны фресками по церковно-библейские темы известнейшими мастерами своего времени – Иваном Борисовым, Сидором Поспеевым и Федором Абрамовым в течение трех месяцев 1644 г. Эту роспись раскрыли от более поздних наслоений в ходе реставрационных работ, проведенных в середине прошлого века. Памятников такого рода в России сохранилось немного.

Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

С 1990 года храм Ризоположения в составе архитектурного ансамбля Кремля включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Само здание, выполненное в изящных пропорциях, и его камерное внутреннее убранство – настоящая музейная ценность. Помимо иконостаса, в XVII веке известным мастером Д. Сверчковым было сделано паникадило. А чуть позже изготовлены четыре деревянных подсвечника, расписанные красками и покрытые воском. Над лестницей храма можно увидеть отреставрированную живопись XIX века.

Кроме того, в северной галерее этой церкви экспонируется выставка резной деревянной скульптуры, сделанной московскими, псковскими, ростовскими и новгородскими мастерами XV-XIX вв. В Ризоположенской церкви можно увидеть старые деревянные рельефы с ликами святых, иконами и небольшими крестами и складнями.

По преданию церковь построена на месте встречи в 1625 г. московским духовенством посольства персидского шаха Аббаса,
передавшего в дар царю Михаилу Фёдоровичу и патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь
христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу.
Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 гг. в стиле московского барокко.









В древности район Калужской заставы в Москве и Воробьева поля часто становился ареной боев защитников русской столицы с непрошеными «гостями», пытавшимися овладеть Первопрестольной.

В 1591 году здесь располагался стан русского воинства, противостоявшего ордам Крымского хана Казы-Гирея.
В 1612 году в этом направлении отступали от Москвы отряды польского гетмана Хоткевича, разбитые в Замоскворечье ополчением Минина и Пожарского.
Но стены Ризоположенского храма помнят одно вражеское нашествие — наполеоновское.

Тогда местность за Калужскими воротами, как и многие другие московские окраины, от пожара почти не пострадала.
Из 46 дворов, числившихся в приходе церкви Ризоположения, сгорело только семь.
Но сам храм был осквернен неприятелем.
Однако его внутреннее убранство и святыни, вероятнее всего, укрытые от врагов, остались невредимы.
После оставления французами Москвы в Екатерининском приделе Ризоположенского храма 22 декабря 1812 года возобновились богослужения.


В XIX веке на местности, прилегающей к храму, возникло несколько довольно крупных промышленных предприятий.
В непосредственной близости от Ризоположенской церкви в 1856-1857 гг. был основан механический завод Бромлея (впоследствии станкостроительный завод «Красный пролетарий»).
Рабочие и служащие новых предприятий, проживавшие неподалеку, стали ее прихожанами.
В бывших усадьбах знати обосновались больницы (Голицынская и 1-я Градская).
http://mittatiana.livejournal.com/2034.html#cutid1

В Нескучном, обустроенном по новому плану, император Николай I устроил дворец для своей супруги Александры Феодоровны и назвал его Александринским (ныне его здания заняты Президиумом Российской Академии наук). Дворцовая церковь во имя святой мученицы царицы Александры (память 23 апреля / 6 мая) считалась приписной к храму Ризоположения.
http://mittatiana.livejournal.com/2511.html#cutid1

К концу столетия здесь, и южной окраине древней столицы, возникают роскошные усадьбы аристократов:
Орловых (Нескучный сад) и Голицыных (ныне 1-я Градская больница).
Прихожанином Ризоположенской церкви считался один из самых ярких и одаренных людей екатерининской эпохи граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский — государственный деятель, дипломат полководец.


« » на Яндекс.Фотках

Алексей Григорьевич — брат Григория Орлова, фаворита Екатерины II, один из пяти братьев Орловых, активно участвовавших в дворцовом перевороте 1762 года, устранившего от Власти императора Петра III и проложившего путь к трону его супруге.
А. Г. Орлов командовал русской эскадрой в Средиземном море и за победы у Наварина и Чесмы (1774 г.) получил титул Чесменского.
В 1775 году он отошел от дел и поселился в Москве.

Устроив великолепную усадьбу на берегу Москвы-реки, он удивлял москвичей праздниками, шумными гуляньями и театральными постановками.
Прекрасный знаток коневодства и любитель лошадей, он вывел всемирно известную породу орловских рысаков и на Донском поле устроил первые в Москве конные бега.
Скончался опальный граф в Москве и был отпет в храме Положения Ризы Господней, в числе прихожан которого состояла и его единственная дочь — наследница громадного состояния графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1845 гг.).


« » на Яндекс.Фотках

Отвергнув самых блистательных женихов, графиня посвятила себя делам благотворительности, истратив на них значительную часть своих поистине несметных богатств.
Анна Алексеевна часто совершала паломничества по святым местам, делала богатые пожертвования в монастыри, способствовала проповеди Православия среди чувашей-язычников, населявших принадлежавшие ей имения в Самарской губернии, строила храмы; вообще вела очень строгий, почти подвижнический образ жизни.
Своими добрыми делами графиня стремилась искупить грех отца — участника убийства императора Петра III.

Существующее ныне каменное здание храма построено в 1701-1716 годах.
История этого строительства не совсем обычна.
Оно началось с возведения придела во имя святой великомученицы Екатерины (память 24 ноября / 7 декабря).
Он был заложен 7 октября 1701 года и по завершении работ освящен 18 августа 1705 года.
Возведение основного объема храма в честь Положения Ризы Господней растянулось еще на несколько лет и было закончено в 1716 году.
Это объясняется тем, что храм строился в нелегкие для России времена.
Шла Северная война за выход к Балтийскому морю, за возвращение захваченных Швецией исконных русских земель.
Полным ходом шли Петровские реформы.
Гигантскими усилиями целого народа на берегах реки Невы возводилась новая столица — Санкт-Петербург, и в связи с этим по всей стране было приостановлено каменное строительство.
И все же, несмотря на все эти обстоятельства, на южной окраине Первопрестольной, за Калужскими воротами Земляного города, в местности, носившей в те времена название «Воробьево поле», москвичи строили храм.
Прихожанам «церкви Положения Ризы Господней у Донского монастыря, в Новой слободе» (так тогда именовался храм) одним осилить большую стройку не было возможности.
Поэтому храм возводили всем миром, собирая по всей Москве деньги и пожертвования в виде строительного материала.
Среди тех, кого до сего дня поминают за богослужением в церкви Ризоположения как «создателей святого храма сего», были люди знатные и богатые, а также — бедные и совсем неимущие, почти нищие, пожертвовавшие последнее на храм Божий. Так, ни в особой «Сборной книги», заведенной в 1706 году для записи имен жертвователей, известно, что в их числе была и проживавшая в богадельне вдова Дарья, которая «на строение церковное дала рубль».
В «Сборную книгу» вписаны имена представителей царской фамилии — несчастного сына Петра I царевича Алексея Петровича и его матери, отвергнутой государем первой супруги царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, окончившей свои дни монахиней Московского Новодевичьего монастыря.
Возможно, в память о том, что в создании Храма принимали участие царственные особы, крест над центральной главой церкви увенчан короной-венцом.




Но этому есть и другое объяснение.
Ведь именно центральная глава пятиглавия традиционно символизирует Спасителя, а четыре боковые — святых апостолов-евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Обновленным встречает Ризоположенский храм — уникальный памятник церковного зодчества XVIII века, трехсотлетие (в 2001 году) со дня своего основания.
Его изящные пропорции, тщательно проработанные детали привлекают взгляд каждого.

Храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля. К сожалению, он не так хорошо известен москвичам, как Успенский или Архангельский соборы. Возникновение церкви на этом месте связано с удивительной легендой. Еще в V веке от Рождества Христова, неподалеку от Назарета были обнаружены одеяния Богородицы – ее риза. Ризу перенесли в Византию, основав в честь этого великого события храм. В дальнейшем эта риза неоднократно чудесным образом спасала Константинополь от неминуемого захвата противниками. День обретения ризы Пресвятой Богородицы стал большим праздником на Руси, перенявшей религию и обряды от Византии.

Летом 1451 года, накануне праздника Обретения Ризы, к стенам Кремля подошли татарские войска. Татары подожгли вокруг крепости все деревянные постройки, и дым от них душил кремлевских защитников. Митрополит Иона в дыму и под градом стрел провел крестный ход, прося помощи у Богородицы. И случилось великое чудо: ночью татарам привиделось огромное войско, пришедшее на защиту Кремля. В потемках татарские отряды, бросив все награбленное, спешно бежали из Москвы. В память об этом событии Иона распорядился основать церковь в честь Положения Ризы Богородицы. В конце XV века на ее месте была возведена новая каменная церковь.

Так как церковь была выстроена рядом с двором митрополита, в скором времени она стала его домовым храмом. В дальнейшем, вплоть до середины XVII века, митрополиты и патриархи молились здесь в уединении. Возвели Ризоположенскую церковь псковские зодчие Кривцов и Мышкин. Возможно, постройка была доверена русским мастерам во избежание народных волнений: ведь большинство каменных построек в Кремле возводили итальянские архитекторы – иноземцы, что вызывало ропот среди народа. Ризоположенская церковь стала примером воплощения традиций русского зодчества. Рядом с величественным Успенским собором она кажется изящной и воздушной.

Когда-то высшие духовные лица попадали в церковь Ризоположения, не выходя на улицу – по крытым переходам, ведущим от митрополичьих палат. В нижнем ярусе церкви – подклете – хранилось драгоценное имущество митрополита. Ризоположенская церковь неоднократно страдала от пожаров и разорений. Самый большой вред был нанесен ей в смутное время, на рубеже XVI и XVII веков, когда Москва была захвачена шведско-польскими интервентами. Надеясь поживиться драгоценностями митрополитов и патриархов, они уничтожили большую часть церковных интерьеров. Восстанавливали церковь уже представители новой правящей царской династии – Романовы.

В связи с тем, что внутреннее убранство церкви было восстановлено одновременно, сейчас оно является прекрасным примером единообразного оформления храма XVII века. Почти сразу же после реставрации Ризоположенской церкви был выстроен новый патриарший двор с внутренним храмом. Патриарх передал церковь Ризоположения царскому двору, она была соединена переходами с палатами цариц и царевен и в скором времени стала одним из домовых храмов царской семьи. Над северной и западной папертями церкви Ризоположения возвели крытые галереи. Позже с западной стороны была пристроена часовня для доступа к чудотворному образу Печерской Богоматери.

Вход в церковь осуществляется с северной стороны. Здесь и сегодня хорошо сохранился декор XVII века – оформление портала и роспись в его арке. А в галерее, окружающей храм, в наши дни располагается экспозиция древнерусской деревянной скульптуры. При входе сразу же обращает на себя внимание горельеф святого Георгия – одна из самых древних деревянных скульптур России. Подобные скульптуры были своего рода объемными иконами и располагались в киоте. Святой Георгий традиционно считался покровителем Москвы, его изображение находится на городском гербе. Также здесь можно увидеть произведения мастеров-резчиков по дереву из других городов России.

Особый интерес представляют «Богоматерь Знамение» из Ростова, рельефная икона «Снятие с креста» из Новгорода, а также деревянные иконы из Соловецкого монастыря. Есть среди экспонатов и деревянное изображение митрополита Ионы, трудами которого была заложена Ризоположенская церковь. На выставке представлено изображение Николая Можайского – образ, в котором чудотворец явился на защиту русского города Можайска. В самом храме располагается иконостас, иконы которого были выполнены в XVII веке артелью иконописца Назария Истомина. Фрески появились в храме в тот же период. Сюжетом стенных росписей является прославление Богородицы.

Александра Гурьянова

Ризоположенский храм на Донской в Москве - красивейший памятник нарышкинского барокко. Двери храма открыты для прихожан и паломников вот уже триста лет. Не закрывались они и в советскую эпоху.

В 1625 году, на втором десятилетии царствования Михаила Федоровича, на том месте, где сейчас стоит Ризоположенская церковь московское духовенство встречало часть Ризы Господней, привезенную персидским послом Урусамбеком.

Сам же храм на Донской , тот что стоит и сегодня, начали строить в 1701 году. Первым был сооружен придел во имя великомученицы Екатерины, освященный в 1705 году, а уж затем возводили главный храм, строительство затянулось. Освятили главный престол храма в 1716 году.

Посвящение церкви на Донской — единственное в своем роде. Других храмов, освященных в честь Положения Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве нет.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:18


Церковь Положения Ризы Господней на Донской принадлежит к многочисленной группе московских храмов, выстроенных в стиле нарышкинского барокко.

Композиция храма отличается простотой и выразительностью. Известно, что зодчие эпохи московского барокко шли двумя путями — или сосредоточивались на декоре храмового здания, сохраняя его традиционную структуру (четверик, увенчанный одной главой или пятиглавием), или усиливались сказать нечто новое в области пространственных решений (не упуская из виду при этом, впрочем, и декоративной части). В последнем случае появлялись такие памятники, как или церковь Бориса и Глеба в Зюзине. В первом — храмы, подобные Ризоположенской церкви на Донской.

Представляя собой высокий, очень стройный бесстолпный четверик с «маньеристически» вытянутым, тесно составленным пятиглавием и выраженной алтарной частью, храм на Донской композиционно близок храмам предыдущей эпохи. Различия проявляются, по большому счету, лишь в пропорциях. Зато в оформлении, в деталях зодчий дает себе гораздо больше воли. Тут и широкий карниз с венетейскими раковинами, обозначающими места, где «могли бы быть» закомары, и снежно сияющие замысловатые наличники на карминном фоне (сочетание красной плоскости и белого декора характерно для нарышкинского барокко), и полуколонны с коринфскими капителями. Довершают облик храма золоченые прорезные кресты, торжественно взметнувшиеся над гранеными главами.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:29


Наибольший интерес в интерьере храма на Донской представляет его основной четверик с сохранившимся иконостасом середины XVIII века и барочной лепниной на стенах. Золоченую резную раму шестиярусного иконостаса венчает скульптурное изображение Распятия, а многие иконы в нем значительно старше его самого. Они относятся, скорее всего, ко времени построения каменной Ризоположенской церкви и, по стилю своему, могут быть приписаны кисти кого-либо из мастеров Оружейной палаты. Выразительно композиционное решение царских врат. На их створках помещены резные изображения евангелистов, а также, в коленопреклонении,святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, составители наиболее употребительных чинопоследований Божественной литургии.

Всю западную стену главного четверика традиционно занимает монументальная композиция «Страшный Суд». Она исполнена в середине XVIII столетия, но впоследствии пережила ряд поновлений. «Рама» композиции — гирлянда, составленная из лепных изображений ангелов. Лепнина выполнена из алебастра, ярко раскрашена и позолочена. Подобным образом оформлены и меньшие по размеру живописные композиции, присутствующие на сводах, а также на южной и северной стенах четверика. Вместе с иконостасом лепные элементы создают стройную декоративную систему.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:33


Храм Ризоположения на Донской был и остается одним из любимых москвичами храмов. Многие приезжают сюда издалека.

Долгое время церковь на Донской являлась одним из немногих действующих храмов советской Москвы. За воскресной обедней здесь, по воспоминаниям старых прихожан, молилось более тысячи человек, так что негде было поставить стол для запивки — его выносили из храма, и причастники, выходя из церкви, шли к ограде.

С открытием других окрестных храмов молящихся в Ризоположенской церкви несколько поубавилось, но и теперь во время богослужений он многолюден. В воскресные и праздничные дни здесь совершаются две литургии — ранняя и поздняя.

В 1990-е годы община Ризоположенского храма вернула себе в безвозмездное пользование церковный дом. В 1994 году вычинили кровлю колокольни и вентиляцию, в 1995-м — крышу храма, в 1997-м — отопительную систему. Вплоть до начала 2000-х годов шли интенсивные работы внутри храма: промывка и реставрация икон главного иконостаса, композиции «Страшный Суд», лепных деталей четверика, стенописи и иконостасов в трапезной части.

В 2000 году реставрировали купола и заново вызолотили старинные кованые кресты, венчающие их, в 2001-м — вызолотили главку колокольни.

При Ризоположенском храме уже много лет существует воскресная школа, а также действуют бесплатные курсы церковного пения и чтения. На курсах, кроме собственно музыкальных дисциплин (хор, основы вокала, сольфеджио), преподаются Закон Божий и литургика.


Саша Митрахович 16.01.2018 16:40
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.