Дивеево монастырь дорожка пресвятой богородицы. Молитва которую читают на святой канавке в дивеево. Истинные верующие и даже туристы привозят из

Еще была я в Дивеево — но текст и фото беру у подруги — она тоже там была совсем недавно.

«Продолжаю рассказ о святынях, которые мы посетили в Дивеево.
Канавка или пояс Богородицы одна из главных святынь Дивеево, нам посчастливилось пройти по ней дважды, вечером в субботу, и рано утром воскресенье(кажется с полшестого до полседьмого). Чтобы почувствовать все, что там чувствуется, надо только приехать и пройти там…….

Фото и текст не мои, искала в интернете, хотелось составить текст так, чтобы и вы прониклись к этой святыне так, как полюбила ее я, в конце поста дам ссылки на все источники, из которых составила текст и взяла фото.

«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила…
Тут стопочки Богородицы прошли…
Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев» (Преподобный Серафим Саровский).

Идут и идут по канавке люди. Весной и летом, осенью и зимой. Последние
годы все чаще стали ходить босиком (даже зимой по снегу). Идут русские,
украинцы, молдаване, грузины, армяне, англичане, немцы, французы,
американцы… Канавку, Дивеево, преподобного Серафима Саровского знает
весь мир. Канавка лечит, Канавка очищает, Канавка просвещает.


По Канавке мало просто пройти. Нужно еще
успеть прочитать сто пятьдесят молитв Богородице. А это совсем не так
просто, как кажется. Кто-то пройдет быстро, и глядь, вот уже конец пути,
а он и сотню молитв не прочел… Значит, еще не готов, не угомонился
по жизни, и нужно приехать сюда еще раз. Чтобы уже по-другому весь этот
путь пройти. Одни идут медленно-медленно, никуда не спеша. Эти —
успеют. Другие торопятся, им все времени нет на молитву. Канавка — как
жизнь: одни выходят в путь раньше, а приходят позже других. А другие,
напротив, ранние, пробежали всех быстрее и не в срок закончили путь.
Кто-то идет не спеша, кроткими шажками, словно плывет по
Канавке. Кто-то идет деловым шагом, устремленный вперед. Глядь, а
впереди и нет ничего. Все! Приехали… И только монахини идут по канавке
особыми выверенными шагами. Без спешки, но и не вразвалочку. Эти —
всегда успеют, как бы ни шли. Ведь у них быстрая и пламенная молитва!
А
опытные жители этого удивительного села стараются все пути свои начинать
с Канавки. Утром пройдут по ней, прочтут молитв уж сколько успеют, а
потом весь день, куда бы ни шли, положенный остаток молитв дочитывают. И
все пути у них спорятся, ведь путь-то начат с молитвой! И такую жертву
принимает от них Царица Небесная. А некоторые идут по Канавке с
остановками. Помолятся за живых, и дальше идут. Потом опять постоят,
помянут усопших… И все — спешащие и неторопливые — дойдут до конца в
свой, отмеренный только им, срок.

Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший
одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года
видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна
свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и
вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями,
потом к другому окну:
«Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу
зрети пречудной Ее
красоты!».
– сказал Владыка Серафим со слезами.


Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и
все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и
должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть
вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать
внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для
укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник.

Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой
работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и
видит, что Батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать Канавку.
В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает.
Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги,
но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на
земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у
Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает:
«Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я
там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в
Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой
рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры,
пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и
закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января
преподобный Серафим отошел ко Господу.

После закрытия Дивеевского монастыря в 1927 году святую Канавку во
многих местах засыпали, вал сровняли. Наибольшие повреждения Канавка
потерпела в послевоенные годы: в некоторых местах ее перерезали
различные коммуникации, а внутрь всей южной части Канавки была врыта
канализационная труба. Несмотря на многочисленные запрещения и
опасности, многие желающие продолжали ходить и молиться на святой
Канавке.
10/23 августа 1997 года, в день памяти священномученика архидиакона
Лаврентия, были начаты работы по восстановлению первого участка святой
Канавки – от начала до первого поворота.


По Канавке лучше всего ходить с трех до четырех часов ночи. В это время
Сама Царица Небесная бывает здесь и иногда является избранным. Однажды
пономарь Андрей пройдя всю Канавку после трех часов ночи, видел Матерь
Божию в небе над Канавкой в сияющем серебряном облаке.

Не зря старцы советуют паломникам молиться ночью. Схиигумен Иероним из
Санаксарского монастыря говорит:

— С трех до пяти часов ночи идет золото, с пяти до шести — серебро, с
шести до семи — бронза.

В Дивееве Божия Матерь каждый день с нами. Сама Царица Небесная об этом
сказала — через Батюшку Серафима. Вот почему заповедал великий Саровский
старец, чтобы паломники обязательно пробыли ровно сутки в монастыре,
тогда им с Матушкой Богородицей будет не разминуться… Многие паломники
на Святой Канавке ощущают незримое благодатное присутствие Владычицы —
аромат Ее! Идешь себе и идешь, вроде бы ничего особенного не происходит,
молишься, и вдруг — словно входишь в благоуханный Эдемский сад. Видно,
Царица Небесная возле тебя прошла…

Чудесные исцеления происходят на Канавке и в наши дни. По вере своей получают
избавление от тяжелых недугов многие и многие, всецело вверившие себя
заступничеству Пресвятой Богородицы и святого преподобного Серафима. Вот и стекаются люди к святой Канавке в Дивеевском монастыре. Просят
каждый о своем и получают просимое. Каждое слово на канавке доходит до неба.


Землю Канавки велел Батюшка брать паломникам для исцеления: «Будут
приезжать посетители, и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и
будет она вместо золота». Зная это, православные люди набирают землицу в
мешочки, развозят ее, как драгоценное сокровище, во все концы света, и
много — много исцелений происходит от этой землицы.»

Богородице Дево, радуйся ,

Благодатная Марие, Господь с Тобою,


Благословенна Ты в женах


и благословен плод чрева Твоего,


яко Спаса родила еси душ наших


Аминь.

На этой Земле есть святые пространства, они считаются осененными особой божественной благодатью, потому наиболее благоприятны для паломничества и духовного делания. Сейчас на планете существует четыре священных места, связанных с Богоматерью, одним из них является святая канавка Богородицы в Дивеево. Местный монастырь на этой земле духовно опекал старец Серафим Саровский.

Дивеевский монастырь существовал до того как старец Серафим освятил эту территорию своим присутствием. Обитель была построена неподалеку от Саровской пустыни, где осуществлял монашеский подвиг батюшка Серафим.

Монастырь был открыт благодаря подвижнице, которую сам старец в дальнейшем отмечал за духовный подвиг.

Основательницей считается Агафья Мельгунова, богатая помещица, которая в весьма молодом возрасте оставила дом, раздала имущество после того, как осталась вдовой.

Женщина странствовала по Руси, в видениях ей являлась Богородица, направлявшая в нужные города и поселки. Дивеевская канавка тоже появилась благодаря Агафье Семеновне, которую Богородица сподобила остаться в 1760 году в Дивеево, близ Сарова, начать свое служение и более не путешествовать.

После этого последовало устроение обители:

  • сначала помогала Саровская пустынь;
  • в 1780 году освятили первую Казанскую церковь;
  • в 1788 помещицей Ждановой было передано 1300 квадратных саженей земли в распоряжение насельницам;
  • в 1826 году создается мельничная община;
  • в 1829 строится храм Рождества Христова;
  • в 1833 завершена канавка Пресвятой Богородицы и преставляется старец Серафим;
  • в 1842 мужские и женские общины объединяются в Серафимо-Дивеевский монастырь.

Видение Пречистой Девы Серафиму Саровскому в 1823 году подвигло старца и сестер обители на создание канавки. Нужно сказать, старцу потребовалось в какой-то период даже явить чудеса перед сестрами, дабы они более активно вели свою работу.

Обустройство святыни

Много духовных подвигов совершил преподобный старец Серафим Саровский и неоднократно становился свидетелем явления Божьей Матери, которая даровала ему благодать.

Официальной датой очередного явления Богородицы считается 25 ноября 1825 года. Тогда Божья Матерь повелела старцу образовать новую общину, которую следовало обнести валом.

Речь идет о мельничной общине, которая начала действовать на следующий год после явления старцу Богородицы, только вот святая канавка в Дивеево появляться не спешила.

Согласно словам самого старца, рыть могли только послушницы из обители, а мирские люди допускались только для того, чтобы вал насыпать и землю носить. Конечно, создание этой ландшафтной формы требовало определенного подвига от послушниц, которые и так вели весьма аскетичное существование.

Тем не менее, старец особо радел об этом деле, фактически оно завершило его земной путь. Есть свидетельства самих послушниц, которые видели, как он сам копает канавку. Казалось бы, ничего странного, точнее, почти ничего, ведь старец проживал относительно далеко от женской обители, но:

  • как рассказывает одна из подвижниц, она вышла с утра к началу канавки и увидела святого Серафима, который уже выкопал немного и позвал ее;
  • после она решила позвать остальных, чтобы помочь, но когда вернулась, увидела только мотыгу;
  • в тот самый день в скиту у Серафима Саровского оставалась подвижница и ясно видела как он пребывал в своем жилище, то есть никак не мог бы оказаться в Дивеево, более того, он даже письмо в обитель писал с помощью этой подвижницы.

Такое видение невероятно взволновало и вдохновило женщин, после чего была создана святая канавка Богородицы в максимально короткий период.

Сам старец Серафим почил практически сразу после окончания чудесного строительства. Он благословил всех верующих проходить по тропинке, которой ходила сама Богородица и читать для Нее молитву.

Внешнее описание

Внешне пространство выглядит весьма обыденно. Перед паломниками предстает обыкновенный вал, над которым идет облагороженная тропинка, а сбоку располагается та самая канавка. Протяженность ее составляет 777 метров. Длина выбрана абсолютно разумно, ведь в православной традиции семерка представляет собой полноту и является числом божественным.

Обратите внимание! Число 666 трактуется как недостаток и незавершенность, число дьявола, то есть лишенного божественной полноты. 777 — положительный сакральный символ в православной традиции.

По форме канавка представляет собой семиугольник: такая форма тоже выбрана с определенной целью. Шесть сторон этой конструкции ничем не заполнены, а не седьмой стороне стоит собор, воздвигнутый в честь иконы Божьей Матери Умиление.

Духовная польза

Наряду с внешней простотой и примитивностью за этой конструкцией скрывается огромный духовный потенциал, которые делает небольшую часть земли на территории Дивеево особенным местом.

Как говорят верующие, многие феномены этого мира не видны глазу и могут быть восприняты только духовным зрением.

Подобным образом и удел Богородицы в Дивеево простыми людьми воспринимается равно как любое другое пространство.

В советский период на территории монастыря устроили пивные ларьки и много другого непотребства. Антихрист Советской эпохи все-таки смог перешагнуть через канавку. Тем не менее, даже простые люди не решались оставаться там вечером и многие вообще избегали вольностей, пребывая там. Даже приходившие за пивом, стремились побыстрее уйти, когда видели на скамейке фигуры сидевших миловидных старушек.

Обратите внимание! Согласно многим рассказам, на территории обители многие люди видели фигуры монахинь. Вероятно, там являлись подвижницы на могилах которых поставили новые строения.

Как говорил сам старец Серафим, канавка возвышается до небес. Навряд ли есть возможность увидеть этот феномен на видео или фото, понятное дело, речь идет о вещах незримых, которые относятся к духовному миру.

В частности, кто приезжает в Дивеево, даже не будучи особо верующими, ощущают благодать от этого пространства, близость самой Богородицы и особую атмосферу, которая отличает обитель от всего остального мира.

В целом, такие святые места даны верующим, чтобы они могли использовать благодать для собственного духовного роста:

  • очищаться от грехов;
  • укреплять веру;
  • набираться сил;
  • исцеляться;
  • вдохновляться.

Молитва на святом пространстве может иметь особый эффект, позволяет почувствовать ранее не ощутимое. Также весьма существенными являются слова Серафима Саровского о роли этого «укрепления» в период конца времен. Согласно его словам, Антихрист сможет пройти именно до этой самой канавки, но переступить ее не сумеет.

Преподобному старцу в видении явилась Богородица, которая прошла именно этим путем, поэтому земля в этом месте является священной.

Некоторые считают возможным и сейчас увидеть Деву Марию, которая согласно традиции регулярно посещает собственный удел и может явиться некоторым верующим.

Как понять эти слова, требуется осмыслить, возможно, в конце времен именно Дивеевская обитель останется одной из немногих, где будет сохранена истинная вера. Возможно, речь идет о чем-то более символическом, и вера в саму канавку поможет противостоять Антихристу. Для понимания этого требуется размышление в сочетании с глубокой верой, так или иначе, пространство почитается православными, как особенное.

Использование святой земли

Многие верующие стараются увезти с собой небольшое количество земли, которая считается святой и благодатной.

Конечно, земля с канавки может помогать верующим, но не следует считать эту субстанцию чем-то волшебным или магическим.

В действительности, своим составом и свойствами взятая горсть может ничем не отличаться от взятой в огороде, единственным отличием здесь является вера, с которой эта землица принимается и используется.

Обратите внимание! Крепкая вера обращает на себя внимание Господа, который своей неизмеримой милостью посылает православным благодать и всяческое утешение в любых делах.

Землю используют самыми разными способами, но наиболее распространенными являются такие:

  • смешивание со святой водой и использование для питья, конечно, в разумных гомеопатических количествах;
  • прикладывание к больным частям тела;
  • использование в доме, к примеру, некоторые укладывают возле постели, чтобы оградить себя от нападок бесовского воинства во время сна.

Могут быть и другие варианты оберегового использования: кто-то кладет немного в фундамент, другой зарывает по периметру дома, некоторые носят в кулоне как амулет.

Особенно полезной является эта землица, если православный имеет связь с Дивеевской обителью и регулярно совершает молитву Богородице в уме, вслух, в любую доступную минуту. К слову говоря, старец Серафим советовал простым верующим непрестанно совершать умную молитву: в первой половине дня – Христу, во второй – Богородице.

Полезное видео

Подведем итоги

Чтобы приехавшему под Саров паломнику набрать немного земли, нужно непременно прочитать молитву, пройдя по самой канавке. Стандартным вариантом является прочтение 150 раз подряд «Богродице Дево, радуйся».

Также некоторые указывают на следующие молитвы:

  • «Отче наш»;
  • «Милосердия двери отверзи нам»;
  • «Богородица Дево радуйся».

Каждую читают не менее пятнадцати раз подряд, хотя не всегда нужно следовать каким-то формальным предписаниям, а нужно молиться так, чтобы взрастить в себе веру и ощутить благодать Господа.

Вконтакте

Что представляла собой канавка вокруг киновии? Она была создана в последние годы жизни преп. Серафима. Батюшка очень торопился с устройством этой канавки, т. е. той дорожки, по которой прошла Царица Небесная. Вот что писал о. Василий Садовский в своих записках: "Много чудесного говорил батюшка Серафим об этой канавке, что это стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Царица Небесная. Эта канавка до небес высока. Землю эту взяла в Удел Сама Госпожа Пречистая Богородица.

Тут у меня, говорил батюшка, и Афон, и Киев, и Иерусалим. И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит. Рыли сестры эту канавку до самой кончины батюшкиной, к концу его жизни, по приказанию его, и зимой и летом не переставая, огонь брызгал от земли, когда топором ее рубили, но переставать не велел". Старица Анна Алексеевна, одна из первых сестер, рассказывает: " Шесть лет жила я на мельнице, куда нас семерых избрал батюшка Серафим, где и поместил нас жить. Тут я была самовидицей следующего чуда. Раз одна из нас, очередная, вышла из келий и видит: батюшка Серафим в белом балахончике сам начал копать канавку. В испуге и радости, не помня себя, вбегает она в келию и всем нам сказывает. Все мы в неописуемой радости, кто в чем был, бросились на то место и, увидев батюшку Серафима, бросились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли его, лишь лопатка и мотыжка лежат перед нами на вскопанной земле". Евдокия Ефремовна (монахиня Евпраксия) подтверждает тоже этот рассказ. Елена Васильевна Мантурова, несмотря на то что считалась начальницей мельничной обители, трудилась наравне с прочими и рыла канавку. В посту 1829 года пришло распоряжение о жертве трех десятин земли по просьбе батюшки Серафима. Отец Василий свидетельствует, что батюшка был в таком восхищении и радости, что и сказать нельзя, и было великое торжество, все запасли камушки и стали класть между вбитыми колышками. Весной о. Серафим велел опахать эту землю сохою по одной борозде три раза, причем должны были присутствовать Михаил Васильевич [Мантуров], о. Василий и старшие сестры. Землю опахивали по камушкам, расположенным заранее. Батюшка Серафим приказывал вырытую землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал также в три аршина. Батюшка прислал семян цветов для того, чтобы посадить их на канавке. Позже внутри канавки на территории киновии были посажены красивые деревья, а в 1922 году они были уже могучими и красивыми и склонялись над канавкою. Когда канавка уже была хорошо заметна, скончалась великая госпожа дивеевская схимонахиня Марфа - 21 августа 1829 года. Память ее приходится на день равноап. Марии Магдалины 22 июля, на 4-й день памяти батюшки Серафима. Схимонахиня Марфа и Елена Васильевна жили в Дивееве одновременно. Какое это было благодатное чувство идти по канавке с четками в руках, читая 150 раз молитву "Богородице Дево, радуйся!". Особенно под вечер, когда стихает вся дневная озабоченность и наступает полная тишина. Небо становится как-то ближе к земле, медленно идут молящиеся по канавке, как будто это и не наш суматошный век, а древняя Святая Русь, Бог знает, каким путем пришедшая сюда из глубины веков.

Русь создала сказание о Китеж-граде, и это была ее вековечная мечта - уйти от грешного мира, но здесь была не мечта, а истинная реальность, здесь было истинное богообщение небожителей с людьми. Здесь имели место истинные видения батюшки Серафима и других святых и праведных людей, здесь все жили духовной жизнью и духовными радостями. Здесь небо сходилось с землей. Здесь "шла брань с духами злобы поднебесной", которые всячески пугали подвижниц и тех, которые хотели следовать их путем. Даже паломники были стращаемы в темноте бесовскими явлениями, но всех ограждала благодать Божия, по молитвам батюшки Серафима и матушки Александры. Наш дорогой братчик однажды встретил на канавке фигуру в два этажа ростом и ужаснулся, но тотчас ужас сменился полным миром душевным - батюшка Серафим никого в обиду не давал. По канавке шли паломники, повторяя путь Богоматери, шли монахини, священники и архиереи, шли умиротворенные, набравшиеся духовных сил для трудного жизненного пути в то страшное время. Шли с незабываемыми впечатлениями на всю жизнь. Многие брали горсточку земли с канавки, и иногда она их ограждала от вражьих нападений. Канавка была сделана четырехугольником и на углах нами были сделаны, по древнему обычаю, на столбах красивые резные башенки со вставленными в них иконами Богоматери, идущей по этой канавке, - башенки были съемные и на ночь снимались сестрами. Подходя к ним, паломники крестились - это было им видимым напоминанием, что по этой дорожке прошла Царица Небесная. Как все это было прекрасно!

1 января 1992 года впервые после долгого перерыва была возобновлена традиция ежедневного прохождения по святой Канавке, когда сестры вместе с игуменией, предводительствуемые иконой Божией Матери «Умиление» обходят весь монастырь.

Только спустя шесть лет начались работы на участке, ближе всех примыкавшем к территории, переданной монастырю, — от начала до первого поворота. После торжественного молебна 25 августа 1997 года были начаты первые работы.

Поскольку Канавка во многих местах была почти засыпана мусором и плохо различалась, то несколькими поперечными разрезами уточнили ее местонахождение. В разрезах ясно были видны профиль первоначальной Канавки, слои, заполнявшие ее в результате оплывов краев в первые сто лет существования Канавки, и слой засыпки в советское время. В одном из разрезов удалось найти начало святой Канавки. Замечательно, что на глубине трех аршин (2,15 м) начинается слой песка, в который уходила вода, благодаря чему Канавка оставалась сухой после дождей.

За три дня до празднования 100-летия прославления преподобного Серафима Канавку вырыли почти полностью и благоустроили. Последний участок Канавки был передан монастырю в 2006 году, и 31 июля закончилось ее восстановление.

27 апреля 1995 года возобновили традицию после поздней литургии в течение Пасхальной недели ежедневно и по воскресеньям до отдания Пасхи проходить по святой Канавке крестным ходом. Крестные ходы по ней совершаются также впраздник памяти преподобного Серафима 2/15 января; в праздник иконы Божией Матери «Умиление» 28 июля/10 августа; на погребение Матери Божией 16/30 августа; в праздник основания Мельничной обители 9/22 декабря; 1/14 января в полночь под праздники Обрезания Господня и свт. Василия Великого с пением молебна на новолетие.

Вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Издательская группа
Свято-Троицкого-Серафимо-Дивеевского
женского монастыря.



Святая Канавка
Среди многих святынь Дивеева особое место занимает Святая Канавка. Прп. Серафим говорил, что Царица Небесная Сама Своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя Свой Удел и благословляя всех. Именно поэтому в Дивееве обязательно нужно пробыть сутки, обязательно переночевать, чтобы сподобиться этого благословения Божией Матери, Которая ночью проходит по Канавке. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), живший одно время в Дивеевской обители, сподобился 2 февраля 1927 года видения Божией Матери, идущей по Канавке. Его келейница Анна свидетельствует, что Владыка после вечерней службы был в келье и вдруг кинулся к окну с непрестанными молитвенными восклицаниями, потом к другому окну: «Пречистая Богородица идет по Канавке! Не могу зрети пречудной Ее красоты!». - сказал Владыка Серафим со слезами.

Канавка эта до Небес высока. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», «Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет она нам вместо золота!» Ежедневно все сестры ходят по Канавке вечером, после вечерней трапезы, неся впереди икону Божией Матери Умиление. Преподобный Серафим говорил, что антихрист не перейдет Канавку. Многие понимают это духовно (в частности, так считал Владыка Серафим (Звездинский)) - кто будет читать с благоговением Богородичное правило, душу того антихрист не одолеет.

После закрытия Дивеевского монастыря Святая Канавка потерпела большие повреждения. Во многих местах ее засыпали, вал сровняли, в некоторых местах ее перерезали различные коммуникации. Восстанавливать ее начали в 1997 году.

Святая Канавка была устроена по повелению Самой Царицы Небесной, как и все в Дивееве. Канавка с валом должна была окружать Мельничную общину и должна была быть вырыта руками самих сестер. Канавка должна была быть вырыта три аршина глубины и три аршина ширины, землю надо было бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотою также в три аршина. Для укрепления вала Преподобный велел насадить крыжовник. Прежде же, Преподобный приказал, чтобы все сестры обошли землю и после скушали мед с мягким хлебом. Сестры медлили начинать копать из-за непомерно тяжелой работы. И вот, однажды как-то раз очередная сестра ночью вышла из кельи и видит, что Батюшка ерафим в белом балахончике сам начал копать Канавку. В испуге и радости, вбегает она в келью и всем сестрам это сказывает. Все выбежали на это место, и, увидав Батюшку, поклонились ему в ноги, но, поднявшись, не нашли уже его. Только лопата и мотыжка лежали на земле. С аршин уже была выкопана Канавка. Другая сестра была накануне у Батюшки в Саров и ночевала в его пустыньке. А утром он ее посылает: «Гряди, матушка, скажи девушкам, пусть сегодня начинают канавку рыть, я там был и сам начал ее». Шла она и недоумевала, как это Батюшка ходил в Дивеево? Приходит она в монастырь, а там сестры ей наперебой рассказывают, как видели Батюшку. А она им свое рассказала. Сестры, пораженные таким чудом, не откладывая, начали работу. Рыли три года и закончили к празднику Рождества Христова, а вскоре, 2(15) января преподобный Серафим отошел ко Господу.


(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

В Дивеево, или, как его часто называют, Дивное Дивеево, я стремилась давно. Но все как-то не складывалось. И поэтому когда моя коллега по работе предложила мне поехать туда, я ни минуты не раздумывала. Конечно же! Тем более, многие рассказывали о том, какие чудесные изменения происходили с ними после посещения этой обители. Поездка в Дивеево состоялась в мае 2013 года, во время большого .

Село Дивеево расположено в 180 км от и в 65 км от , почти на границе с Мордовией. Возникло оно в 1559 году. Согласно одному из преданий, первым его владельцем был мурза Дивей, от которого и пошло это название. Иван Грозный за особые заслуги даровал Дивею княжеский титул и наградил землями.

Дивеево оказалось на пересечении паломнических дорог. Во второй половине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. В ней паломники и странники находили кров и приют. В 1760-х годах сюда пришла странница Агафья Семеновна Мельгунова (кон. 1720/нач. 1730 — 1789), урожденная Белокопытова, вдова богатого владимирского помещика. После смерти мужа она приняла монашеский постриг под именем Александры. Она-то и стала основательницей Дивеевской обители.

На собственные средства она заложила храм во имя Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами — Святителя Николая и первомученника архидьякона Стефана. Преподобный Серафим Саровский предрекал:

Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая … (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!

В 1788 году на землях, пожертвованных местной помещицей Ждановой, поблизости от Казанской церкви началось строительство. Здесь поселились матушка Александра и четыре послушницы. Именовались они Казанской общиной и жили по строгому Саровскому уставу. Также по благословению Серафима Саровского в 1826 году была устроена Мельничная община.

В 1842 году обе общины были объединены и стали называться Серафимо-Дивеевской. В 1861 году община получила статус монастыря, первой игуменьей которого стала матушка Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В 1848 году по проекту архитектора А.И.Резанова началось строительство Троицкого собора, освященного 28 июля (9 августа) 1875 года.

К 1917 году в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы. После революции для монастыря, как и других храмов и монастырей по всей России, настали трудные времена. В 1919 году на базе монастыря была зарегистрирована трудовая артель, а в 1927 году монастырь был закрыт. В 1937 году был закрыт Казанский храм.

С 1988 года началось возрождение монастыря. 31 июля 1991 года в Свято-Дивеевский монастырь были перенесены мощи преподобного Серафима Саровского.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: фотографии и впечатления от посещения

Село Дивеево

Итак, мы приехали в Дивеево. Само село, население которого около 6,5 тысяч человек, кажется, все ориентировано на паломников. Около монастыря расположились торговцы, вернее, торговки, торгующие тем, что необходимо паломнику. Продаются платки, юбки — в Серафимо-Дивеевском монастыре с этим строго, женщины обязательно должны быть в юбке/платье и с покрытой головой.

Проблема с парковкой около монастыря

Около монастыря есть парковка для машин. Однако к нашему разочарованию, там висела табличка, что мест нет. Учитывая, что я была за рулем Mitsubishi L-200 огромных размеров, это несколько огорчило. Впрочем, как выяснилось, места все-таки есть — наши знакомые, которые ехали на второй машине, запарковались спокойно. Оказалось, что мест нет только для тех, кто приезжает с ночевкой. Но мне, видя надпись, как-то не пришло в голову поинтересоваться, есть ли все-таки парковочные места или нет. Проездив несколько кругов по Дивеево и не найдя свободных (была суббота Пасхальной недели, поэтому народу было много), в результате поставила машину у местных жителей около дома, прямо напротив обители. Все удовольствие — 100 рублей. Правда, помогли развернуться в узком месте.

Как получить разрешение на фотосъемку?

Дальше нужно было получить разрешение на фотосъемку. Меня отправили в паломнический центр. К работающему окошку была очередь. Второе окошко было открыто, но около него никого не было. Однако там сидела суровая монахиня, которая не удосужилась ответить, можно ли получить разрешение. В результате, отстояв очередь, я получила разрешение на фотосъемку, заплатив то ли 30, то ли 50 рублей. Попутно выяснилось, что то же самое я могла сделать и на территории монастыря, там, где оформляют требы.

Здание на территории монастыря

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор в Дивеево

И вот, мы внутри монастыря. Перед нами два огромных собора. Первый, зеленого цвета — собор Троицы Живоначальной , построенный между 1848 и 1875 годами учеником Тона А.И.Резановым, который также принимал участие в строительстве в Москве. В Троицком соборе находится рака с мощами Серафима Саровского.

Чуть дальше расположен красивый белый храм — . Его начали строить еще до революции, но освятить не успели. В советские годы в нем помещался тир, потом гараж. Достроен он был в 90-е годы и освящен 3 сентября 1998 года. Увидеть Преображенский собор изнутри нам не удалось — он был закрыт на уборку 🙁

Паломников и людей внутри монастыря было много — напомню, была суббота Пасхальной недели.

Мы медленно шли в сторону Святой Канавки — одного из самых знаменитых мест Дивеево. Но о ней — чуть ниже.

И вот, наконец мы у Святой Канавки. Серафим Саровский так говорил о ней:

Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев.

Полтораста «Богородиц» — это молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших» , которую надо прочесть 150 раз.

Людей, кто идет по Святой Канавке, много. Кто-то читает молитву, перебирая в руках четки. Некоторые идут босиком, останавливаются после каждого прочтения молитвы и крестятся. Другие просто идут, глядя вокруг, разговаривают друг с другом.

Вид на монастырские строения

Меня, когда я шла по Святой Канавке, поразил контраст: внутри нее — монастырские строения и стройка большого собора. С другой стороны — обыкновенные дома, огороды.

Небо хмурилось, парило — приближалась гроза (но она все-таки так и не дошла, только несколько капель упало, и все). Оглушительно каркали вороны — в Дивеево их много.

Постепенно приближаемся к окончанию Канавки.

А вот и описание Благовещенского собора, который будет построен на территории обители:

Фотографии Дивеево

На фоне грозового неба белоснежный Спасо-Преображенский собор смотрится особо эффектно:

А потом выглянуло солнце, и соборы засияли.

Впечатления от поездки в Дивеево

Затем мы пошли пообедать в одну из трапезных. Еда — постные щи и плов с грибами, щедро сдобренные подсолнечным маслом. Работницы трапезной — трудницы, паломницы. К сожалению, о таком слове, как вежливость, они не слышали от слова совсем. Может, слишком много людей и сказалось усталость. Но это их нисколько не извиняет — в одной из тарелок супа обнаружился… таракан 🙁

Уже после обеда, когда все члены нашей группы собрались вновь, выяснилось, что 2-летнюю Софи, дочку Галины, выгнали из храма, когда они стояли в очереди к мощам Серафима Саровского. Вина маленькой девочки была в том, что она стянула с головы платок — было слишком жарко и голова ребенка промокла насквозь от пота. Мать пыталась снова надеть на девочку платок, однако ребенок стягивал его вновь и вновь. Работник храма в грубой форме вытолкал их прочь.

Из Дивеево я уезжала со смешанными чувствами. С одной стороны — да, безусловно, сильное место, связанное с именем Серафима Саровского. Очень красивый монастырь, кругом — великолепные места. С другой стороны — пресловутый человеческий фактор. Дальше мы поехали на , а затем — в .

Экскурсии в Дивеево

В Дивеево можно ехать как самостоятельно, так и с экскурсией. И тот, и другой вариант имеет свои плюсы и минусы. Скорее всего, если вы поедете с экскурсией, то избежите тех накладок, с которыми столкнулись мы. Экскурсовод или сопровождающий возьмет на себя все организационные моменты.

Экскурсии в Дивеево с выездом из Москвы

Экскурсии в Дивеево с выездом из Нижнего Новгорода

Где остановиться в Дивеево

В Дивеево лучше ехать как минимум на два дня, чтобы никуда не торопиться. Думаю, тогда поездка будет вызывать совершенно другие ощущения. Дивеевский монастырь очень красив в вечерней подсветке. Стоит сходить и на службу. В Дивеево немало мест, где можно переночевать, как в весьма скромных, так и роскошных гостиницах. Цены начинаются примерно от 1000 рублей, можно найти и дешевле. Подборку гостиниц и апартаментов в Дивеево смотрите на сайте Booking.com .

(function(d, sc, u) { var s = d.createElement(sc), p = d.getElementsByTagName(sc); s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = u + "?v=" + (+new Date()); p.parentNode.insertBefore(s,p); })(document, "script", "//aff.bstatic.com/static/affiliate_base/js/flexiproduct.js");

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь на карте

Координаты: 55°2’26″N 43°14’44″E

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос - зачем вообще приезжают в Дивеево?
Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

В статье:


Дивеево - место массового паломничества. В первую очередь сюда приезжают помолиться и попросить у Господа для себя самого насущного на данный момент. Приезжают, думаю, люди разные - и глубоко верующие с целью паломничества, и туристы, путешественники с познавательной целью - приобщение к отечественной истории.
Паломникам проще - они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.


Туристам сложнее. Теперь я убеждена, что к приезду в Дивеево надо готовиться, чтобы лучше осознать, в каком месте ты находишься и что ты видишь перед тобой. А иначе все не имеет смысла.


Я долго думала, как написать о . Фоторепортаж, хронологический рассказ о том, что мы увидели здесь? Почему бы и нет. Но сначала будет не это.
Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я - тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает. Исправляю свою запоздалую ошибку.

Особенное место - история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

Итак, расскажу коротко об истории Дивеевской обители и главной его святыне - Канавке.
В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три - Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.


25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка "представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери "Умиление".*

"Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта - стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!". " (Отец Василий Садовский).*

После смерти Серафима Саровского для Дивеевской обители настали не лучшие времена. Уход за канавкой был заброшен, мельницу перенесли, часть строений сломали, через канавку стали ходить, не почитая ее должным образом. Даже ездили по ней на экипажах. Строительство новых построек монастыря стало вестись за пределами Канавки.


Из воспоминаний паломника ХХ века: "По Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались ак святыня." При этом читали полтораста раз "Богородице Дево, радуйся", а на каждом десятке - "Отче наш" и поминали живых и усопших".*


Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными. К началу 20 века о Канавке Царицы Небесной знала вся Россия. Тысячи людей ехали сюда, прослыша об исцелениях и на Канавке, и у иконы "Умиление", и в Преображенской церкви. Интересно, но и сейчас, в 21 веке, на Канавке вы увидите то же самое, что было сотню-две лет назад - дорожка на холме, в форме ломаного незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище для тех, кто не молится. Кажется, что люди погружены в легкий или не очень транс.
Что же читают молящиеся? "Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших".


В сентябре 1927 года Дивеевский монастырь был закрыт, сестры высланы кто в лагеря, кто на поселения. В монастырских постройках устроили квартиры, разместили учреждения.
Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена. Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.
Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского. Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.



И в заключение хочу озвучить слова дивеевского священника иерея Павла Павликова: "Известно, что в детстве человек по-особому чувствует и воспринимает окружающий мир. С годами мировоззрение меняется и навсегда уходят от вас незабываемые картины детства. То, что так радовало и утешало тогда, сейчас уже не радует и не утешает. А вот когда идешь по Канавке Пресвятой Богородицы, то в сердце возвращаются детские впечатления - не воспоминания, а именно впечатления. Как будто ты вновь становишься ребенком. Запах цветов, земли, травы, росы - все воспринимается по-детски. И такая от этого на душе радость - тихая, тонкая. И хочется, чтобы это ощущение продлилось по-дольше, чтобы душа ожила, утешилась".*


Для себя я ответила, зачем люди едут и едут в Дивеево. Человек всегда ждет чуда - счастья, любви, защиты, исцеления, процветания, душевного мира и покоя. Если верить тем, кто приезжает сюда ежегодно много лет подряд (а таких людей очень много!), то люди здесь это находят.

Что посетить в Дивеево? Достопримечательности Дивеево и окрестностей:

  1. Серафимо-Дивеевский монастырь:
  • Святая Канавка Царицы Небесной
  • Троицкий собор
  • Казанская церковь
  • Преображенский собор
  • Благовещенский собор
  • Колокольня
  • Часовня в честь преп.Серафима Саровского
  • Механическая водокачка с часовней
  • Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского
  • Дом Галактионовых
  • Дом Долгинцевой
  1. Лиственница Царевича Алексея
  • Источник в честь иконы Божией Матери Умиление
  • Источник Святого Пантелеймона
  • Казанский источник
  • Источник преподобной Александры Дивеевской
  • Источнику в честь Иверской иконы Божией Матери
  1. Источник Серафима Саровского
    1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
    2. Для автомобилистов - бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
    3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
    4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
    5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
    6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
    7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
    8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.