Управление логистикой на примере строительного производства. Логистические системы в строительстве. Основные задачи логистической службы


*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

Логистика координирует и оптимизирует процессы строительного и монтажного производства, подразумевает комплексное управление в строительстве. Концепция логистического строительного грамотного управления имеет цель - конечный результат. Таким результатом является законченный продукт - новый объект. Конечный результат должен быть с заданным качеством (по проекту, в соответствии с требованиями Гост, Снип, ТУ) и с минимальными издержками на осуществление. Сразу отметим, на сайте наших товарищей http://www.streif-baulogistik.ru/ Вы узнаете гораздо больше про современную строительную логистику.

Логистика строительства обязывает:

  • Внедрять информационные новейшие технологии;
  • Искать смежные пути минимизации части материальных и технических затрат в себестоимости строительного продукта;
  • Расширять номенклатуру и базу потребляемых технических и материальных исходных данных: сырья и ресурсов;
  • Строить новые схемы предварительной оплаты исходных строительных материалов и подрядных, монтажных работ;
  • Минимизировать транспортные и заготовительные затраты материального и технического снабжения;
  • Применять не денежные формы расчета (товарообменные операции с применением бартера, м2 площади объекта).

Инфраструктура системы логистики в строительстве держится на многих китах:

  • Транспорт;
  • Материально-техническое снабжение;
  • Взаимосвязь: заказчик - проектировщик; заказчик - генеральный подрядчик;
  • Цепочка рациональной комплектации: заявка на строительные материалы - обработка - закупка - поставка на объект;
  • Хозяйственные связи;
  • Непрерывное финансирование строительного производства.

Последние события в экономике РФ, объявления санкций Евросоюза против экономических секторов явились катализаторами изменений логистики строительства и заставили адаптироваться строительную отрасль. Индустрия строительства инертна и «не прозрачна». Начало строительства новых объектов откладывается на неопределенное время в силу непредсказуемости цен на строительные материалы.

Компании застройщики не спешат запускать новые строительные объекты, инвесторы не инвестируют их. На ход начатых строительных объектов последние события не влияют. Не заменяемых строительных комплектующих и строительных материалов в строительной отрасли нет. Рынок строительства пока конкурентен.

Однако: увеличивается угроза риска недостроенных объектов, в связи со сложностями финансирования процесса строительства:

  • Рост стоимости электроснабжения строительных площадок и строительного производства;
  • Рост стоимости аренды земли (в свете последних постановлений РФ);
  • Рост расходов на эксплуатацию и содержание строительного автомобильного транспорта (транспортные налоги, бензин, дизельное топливо);
  • Рост финансовых рисков, связанных с компенсацией потерь вложений денежных средств на строительное производство;
  • Рост стоимости строительных материалов;
  • Рост не оплаченных платежей за часть определенных услуг;
  • Рост рисков не платежей со стороны заказчика генеральному подрядчику;
  • Рост рисков не платежей со стороны генерального подрядчика субподрядчикам;
  • Рост рисков потерь хозяйственных связей.

Что представляет сейчас строительная логистика?

Невозможна рациональная оптимизация строительства. Координация - возможна, но значительно медленнее. Рост рисков строительства может привести к замораживанию объектов строительства.

Возникшая в далеком прошлом логистика, получила второе рождение в условиях экономического кризиса в начале 70-х годов прошлого столетия. В это время в качестве основного условия существования и развития фирм становится ресурсный фактор, ориентирующий на внедрение ресурсосберегающих технологий, что потребовало существенных изменений в организации и управлении производством товаров и услуг. Логистический менеджмент первоначально ориентировался на эффективное использование материальных ресурсов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Но уже в начале 90-х годов прошлого столетия логистика стала ориентироваться не только на материальные ресурсы, но и на финансовые, трудовые, информационные и другие ресурсы, которые формируются в виде потоков и рациональное взаимодействие которых позволяет обеспечить ресурсосбережение и экономию затрат на выпуск товаров и оказание услуг.

Логистика впервые не разделяет единый хозяйственный цикл предприятий на сферы производства и обращения. Такой подход показывает, что материально-техническое снабжение и сбыт – это не сопутствующие производству, а вполне равноправные сферы деятельности, определяющие общую эффективность предприятия. Таким образом, требуется максимальная горизонтальная интеграция предприятий посредством логистической цепи «закупки – производство – сбыт», через которую проходят материальные и другие потоки. Процессы производства и распределения товаров необходимо изучать в единстве движения и использования. Для эффективного их взаимодействия целесообразно применение логистического подхода к организации производственного процесса, который представляет собой соединение производственных ресурсов в определенной комбинации с целью получения продукции и ее последующей реализации. Внедрение новых технологий, изменение требований рынка обуславливают необходимость соответствующих изменений в организации и управлении строительным производством. Однако развитие организации и управления в строительстве отстает по темпам от внедрения новых технологий, что не дает желаемого результата.

При формировании логистических систем в строительстве возникает необходимость использования концепции реинжиниринга. Реинжиниринг дает две основные характеристики строительных процессов: степень посредничества и степень сотрудничества. Кроме того, он предполагает такую организацию строительства, которая увеличила бы степень посредничества (последовательная взаимозависимость), то есть провозглашает отказ от разделения и специализации труда и планирует смещение центра тяжести к групповой работе. Групповая работа (интеграция, а не дифференциация) требует от каждого участника повышения уровня индивидуальных способностей и умения работать в группе, так как групповой вклад всегда больше, чем простая сумма индивидуальных вкладов. Интеграционные процессы в строительстве сопровождаются развитием логистики, которая рассматривается как системный подход к организации и управлению в строительстве. Движение современного строительного производства в направлении логистизации, как показывает мировой опыт, необратимо. Это требует от специалистов соответствующей организационно-технологической и экономической подготовки к работе в рамках логистических систем.

Логистические системы – это системы организации и управления производством, которые обуславливают необходимость сочетания блока самоуправления и взаимодействия хозяйственных субъектов с блоком государственного планово-организационного регулирования, то есть определенного синтеза плана и рынка на разных уровнях управления народным хозяйством.

Таким образом, логистику можно считать одним из разделов оптимального управления в сфере производства и обращения, то есть в виде системы решения оптимизационных задач. Она является не только учением об эффективной организации движения ресурсов на всех стадиях производства, но и объединением методов по организации, планированию и управлению интегрированными процессами материально-технического обеспечения, производства и сбыта товаров.

Использование концепции логистики является одним из основных направлений деятельности строительных организаций по ресурсосбережению и снижению издержек на строительство зданий и сооружений. Логистическая деятельность в строительстве носит интегрированный характер и происходит в рамках комплектовочно-транспортно- строительного комплекса (КТСК). Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, потоки материалов, транспорт, информация и т.д. Успех в строительном бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной строительной организации, но и от ее партнеров-поставщиков, экспедиторов, транспортников и т.д.

В современном строительном производстве нашей страны имеются определенные предпосылки для развития логистических идей. Эти предпосылки можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и технологические. Научно-теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов в области системного анализа, кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, менеджмента, теории массового обслуживания и других наук, составляющих теоретическую базу современной логистики. Технологические предпосылки связаны с тем, что в сфере обращения имеют место объекты в виде оставшихся от централизованной системы снабжения и сбыта предприятий и организаций. Особая роль в этом процессе принадлежит транспорту, специалисты которого первыми почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий.

Строительство в условиях рыночных отношений более, чем другие отрасли, восприимчиво к логистике. Это объясняется следующими основными причинами:

  • территориальной рассредоточенностью строек;
  • разными объемами потоков материальных ресурсов в различные периоды строительства зданий и сооружений;
  • изменением характера взаимодействия процессов доставки материалов и изделий на стройки со строительными процессами;
  • нестабильностью номенклатуры материалов и изделий, используемых в строительстве;
  • постоянной потребностью в рациональной организации строительства и совершенствовании технологии строительства по эффективному использованию ресурсов;
  • экономической самостоятельностью участников строительства.

Смещение акцентов в организации строительства с организации трудовых ресурсов на организацию потоков материальных ресурсов и сопутствующих им финансовых и информационных потоков можно объяснить тем, что материальные ресурсы, выступая как предметы труда, под воздействием трудовых ресурсов отражают изменение стоимости товаров и услуг по всей логистической цепочке. Логистическая концепция начинает широко применяться к организации и управлению материальными ресурсами в целях интеграции участников строительства. Главная идея логистики в строительстве – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации между всеми участниками КТСК. Для логистизации строительства мало обозначить основные экономические потоки, необходимо их исследовать и обеспечить их рациональное взаимодействие.

Логистизация строительства и адаптация строительных организаций к условиям рыночной экономики требуют создания корпуса управленцев нового типа. Ориентировочные расчеты, проведенные автором работы , показывают, что строительной отрасли необходимо около 50 тысяч таких руководителей. В той же работе утверждается, что квалификация действующих руководителей строительных организаций не соответствует требованиям времени. Такое положение объясняется в определенной степени недостатками в методике обучения по дисциплинам: экономика, организация, планирование и управление строительным производством. Высказано мнение, что менеджер строительного производства, помимо необходимых инженерно-технических знаний, должен обладать достаточно глубокими знаниями в менеджменте, логистике, экономике и других дисциплинах, ставших актуальными с развитием рынка.

Известно, что экономика исследует проблему эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления ими с целью максимального удовлетворения потребностей человека и получения прибыли предприятиями. Ресурсная концепция экономики предполагает не только экономию всех ограниченных ресурсов, но и решение социальных и экологических вопросов. Новая экономическая теория с развитием логистического менеджмента способствует экономии всех ресурсов. Кроме того, она направлена на физическое и духовное здоровье человека и общества в целом при сохранении природной среды и поддержании социального диспаритета на определенном уровне. Экологическая направленность новой экономической теории возвращает исследователей к производственному процессу и требует рассмотрения его не традиционно, то есть не как результат сочетания предметов труда и рабочей силы, а как бизнес-процесс, представленный системой взаимосвязанных потоков материи, энергии и информации, взаимодействующих друг с другом.

Совершенно очевидно, что расширенное толкование логистики, имея межотраслевой характер, тем не менее нуждается в адаптации к специфике не только каждой отрасли, но и каждого предприятия. Тем более внедрение логистики в сферу строительного производства требует глубокого осмысления ее свойств и функций, потому что для строительства особенно актуальна проблема ресурсного обеспечения, которую возможно решить путем разработки научно-практических рекомендаций использования в первую очередь основных ресурсов: финансовых, материальных, трудовых и технических.

Необходимость логистизации строительства объясняется следующим образом. Во-первых, интегрированным характером логистики, объединяющим вех участников регионального строительного комплекса, который включает в себя заводы-поставщики строительных материалов и изделий, снабженческо-комплектующие, транспортные и строительные организации. Во-вторых, логистика создает условия для снятия противоречий между всеми участниками строительства, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем. В-третьих, логистика обладает мощным ресурсосберегающим потенциалом, поскольку системно подходит к организации не только потоков трудовых ресурсов, но и других экономических потоков в процессе строительства зданий и сооружений.

Системный подход к организации ресурсного обеспечения строительства на принципах логистики будет способствовать получению более весомого эффекта от реализации региональных строительных программ.

Ориентация на логистическую концепцию позволяет строительным организациям оптимизировать, в первую очередь, запасы материальных ресурсов и резервы трудовых, финансовых и технических ресурсов. С переходом на рыночную систему хозяйствования отношение к материальным ресурсам и их запасам в строительстве изменилось коренным образом. Они стали рассматриваться не только как необходимое условие бесперебойного выполнения строительно-монтажных работ при строительстве зданий и сооружений, но и как основа хозяйственных (экономических) связей, основными критериями, существования которых является целесообразность и эффективность вложения и использования средств. Запасы, как и материальные ресурсы в незавершенном производстве, не совершают кругооборот, а представляют собой своеобразный накопитель натурально-вещественного продукта, через который он движется как материальный поток только в одном направлении – к конечному потребителю

Производственные запасы образуются на стройках по двум основным причинам. Первая связана с несоответствием объемов поставки и разового потребления материалов и изделий. Вторую причину определяет разрыв во времени между поступлением материалов и их потреблением, который приводит к накоплению ресурсов. Запасы, с одной стороны, обеспечивают бесперебойность производства, с другой, они связаны со значительными расходами по их хранению. Поэтому необходимо оптимизировать их объем. Регулирование размера запаса производится изменением объема партий поставки или интервала между смежными поставками. Возможно использование варианта при одновременном изменении интервала и объема поставки. В зависимости от этого в практике материально-технического обеспечения строек материалами и изделиями используются три метода: периодичный, релаксационный и метод двух складов. Анализ этих методов управления запасами, сложившихся в централизованной системе снабжения и сбыта, позволяет систематизировать их параметры, такие как границы колебания запаса, интервалы поставок, вероятную величину запаса и размер заказа на поставку материалов и изделий. Этими параметрами и величиной затрат на хранение запасов руководствуются при выборе рациональной системы управления запасами.

С начала 90-х годов прошлого столетия строительные организации и предприятия получили возможность при реализации спроса на рынке строительных материалов и изделий воздействовать на величину запасов материальных ресурсов, сокращая их объем. Одно из направлений логистики связано с внедрением новых технологий, предполагающим ряд нововведений организационного, управленческого и экономического характера. Комбинации этих нововведений в развитых странах представлены такими системами как «канбан», «точно в срок» и другими, ориентирующими предприятия на использование запасов в минимальных размерах. Дорогостоящие производственные запасы материалов, изделий и конструкций, избыток которых не гарантирует высокий уровень логистических услуг, вытесняются системой информации и поточной организацией строительства зданий и сооружений, позволяющими добиться значительного экономического эффекта.

Строительные организации, принявшие логистические принципы управления, особое внимание обращают на транспорт, который является связующим звеном в логистической цепи. Транспортная составляющая в материальных затратах строительства весьма существенна и имеет тенденцию к постоянному росту. Поэтому сокращение транспортных издержек за счет рационального транспортного обслуживания является очень важным направлением в ресурсосбережении.

Эффективное обеспечение строек материалами и изделиями является одной из важнейших проблем для большинства строительных организаций. Это объясняется тем, что сложившаяся транспортная система в строительстве не гарантирует доставку грузов на стройки в запланированное время и необходимыми комплектами материалов и изделий. В процессе непосредственной доставки материалов и изделий на стройки заняты поставщики, строительные и транспортные организации, а также посредники. Причем, доставка предполагает помимо перевозки, целый ряд работ, операций, услуг, комплекс которых направлен на обеспечение перемещения материалов и изделий без потерь в количественном и качественном отношении. В оценке качества транспортного обслуживания такие показатели как объем перевозок, грузооборот и т. п. в условиях рынка не дают полной картины эффективности использования ресурсов. Возникает необходимость в рассмотрении такого понятия как «услуга», которую и нужно оценивать. Целевую функцию системы доставки материалов и изделий на стройки невозможно определить однозначно, так как каждый из участников транспортного обслуживания преследует собственные цели, которые формулируются одинаково – извлечение максимальной прибыли из своей деятельности.

Основной задачей организации транспортного процесса при комплектации объектов строительства материалами и изделиями является обеспечение грузопотоков без потерь материальных ресурсов от поставщиков на стройки, поэтому рекомендуется рассматривать их очень подробно. Рекомендуется данные по всем грузопотокам сводить в общую шахматную ведомость грузооборота каждой стройки. Величина грузопотока может быть определена из графика потребления материалов и изделий, сопровождающего календарный план строительства объектов. Важное место в рациональном использовании ресурсов при строительстве зданий и сооружений занимает оптимизация транспортных связей заводов-поставщиков и строек, обеспечивающая выполнение суточного плана доставки комплектов материалов и изделий на строительные площадки при минимальном объеме транспортной работы, путем маршрутизации перевозок. В процессе разработки рациональных маршрутов перемещения грузов, которые являются основой для составления новых транспортно- технологических схем, особое внимание должно быть уделено сокращению продолжительности транспортного цикла, совмещению его с процессами строительства объектов. Маршрутизация перевозок также тесно связана с выбором типа транспортных средств и определением их необходимого количества.

Проектирование транспортного обслуживания в системе комплектации строительства материалами и изделиями позволяет строительным организациям улучшить работу диспетчерских служб, уменьшить затраты времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций и обеспечить сохранность доставляемых на стройки грузов. В автотранспортных организациях, обслуживающих строительное производство, также упрощается работа диспетчерских служб, улучшается использование автомобилей по грузоподъемности и повышается ответственность водителей за своевременность доставки комплектов материалов и изделий на стройки.

Разработку вопросов организации транспорта для эффективного использования ресурсов при строительстве объектов рекомендуется осуществлять в две стадии. Во время первой стадии проектирования в проектно-сметной документации наряду с проектом организации строительства долен разрабатываться проект организации транспорта при строительстве объектов. На стадии рабочего проектирования необходима разработка транспортно-технологических карт. При разработке проекта организации транспорта обязательно выполнение следующих работ:

  • составление схемы грузопотоков и согласование ее с проектом организации строительства;
  • закрепление строек за поставщиками и маршрутизация перевозок;
  • составление вариантов принципиальных схем доставки грузов на стройки;
  • разработка вариантов технической оснащенности транспортного процесса;
  • разработка графика доставки комплектов материалов и изделий на стройки;
  • принятие решений по организации движения транспорта по строительным площадкам при проектировании общеплощадочных стройгенпланов.

На следующем этапе, этапе рабочего проектирования, разрабатываются транспортно- технологические карты, регламентирующие доставку комплектов материалов и изделий в различные периоды строительства отдельного здания или сооружения .

Транспортно-технологические карты содержат:

  • уточненные объемы перевозок комплектов материалов и изделий, используемых в различные периоды строительства каждого здания или сооружения;
  • ведомость-расчет потребного количества погрузочно-разгрузочного и складского оборудования, контейнеров, поддонов и транспортных средств, используемых при доставке материалов и изделий к месту строительства объекта;
  • карты по заполнению и укладке материалов и изделий на поддоны, в тару и в контейнеры;
  • схемы загрузки транспортных средств материалами, изделиями и конструкциями;
  • ведомость-расчет потребного количества рабочих на выполнение транспортных операций на стройке;
  • транспортно-технологические схемы доставки грузов на стройплощадки;
  • карты технологических процессов на погрузочно-разгрузочные и складские работы.
  • Вся проектная документация ориентирует участников строительства на эффективное использование ресурсов при возведении зданий и сооружений.

Ресурсосберегающие технологии в строительном производстве могут быть реализованы в полной мере при соответствующей организационной структуре управления строительных предприятий и организаций. Обоснование организационной структуры управления предприятия сопровождается определением его мощности . Мощность – важнейший организационный фактор, от которого зависит эффективное использование ресурсов. В свою очередь, ресурсы влияют на мощность своим наличием по количеству, номенклатуре и ассортименту. Поэтому организационная структура управления не может быть неизменной, особенно в рыночных условиях, когда динамично изменяется ситуация, падает или растет спрос на строительную продукцию. Спрос на ресурсы приходится изучать и отслеживать постоянно. Например, для создания сбалансированного материального потока в системе типа «точно в срок», где реализованы логистические принципы управления, нужно изменить систему планирования путем перехода от вертикального управления к горизонтальному, когда участники строительства действуют по принципу « вытягивания» материальных ресурсов от смежников и поставщиков. Но для этого нужна система организационно-экономических предпосылок и ограничений, чтобы контролировать запасы и исключать заказы материалов и изделий в объемах больших, чем это требуется. Реализация горизонтальных логистических связей предполагает структурную перестройку внутри предприятия и изменение системы оценки работы подразделений. Потенциальные возможности повышения эффективности предприятий и организаций КТСК, работающих по логистическому принципу, характеризуются следующими данными : сокращением времени подготовки производства на 80-90%; ростом производительности труда рабочих основных профессий на 5-50% и вспомогательных – на20-60%; снижением стоимости закупаемых материалов на 5-10%; сокращением запасов материалов на35-75%,заделов незавершенного производства на 30-90% и готовой продукции на 50-90%; улучшением качества и уменьшением объема перемещений материалов на 40-60%.

Список литературы:

1.Киселев Б. Централизованное снабжение – начало цивилизованного рынка// Стройка. 2000.№8 92360. С.163-164.

2.Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. Уч. пособие. М.: Машиностроение. 1893.-186 с.


Жаворонков Е.П. Логистика в строительстве. Уч.пособие.2-е изд. Новосибирск:СГУПС.2001.-237 с.

Жаворонков Е.П. Эффективность логистики в строительстве. М.: КИАцентр. 2002.- 136 с.

Дисциплина: Экономика
Тип работы: Диплом
Тема: Применение принципов логистики в деятельности строительного предприятия ЗАО «Войкар»

Применение принципов логистики в деятельности строительного предприятия ЗАО «Войкар»

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4

1.1 СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛОГИСТИКИ 4

1.2 ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА КАК СОСТАВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 16

1.3 ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЛОГИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 25

1.4 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 32

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО «ВОЙКАР» И ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕМОЙ СИСТЕМЫ ЛОГИСТИКИ 46

2.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 46

2.2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ЗАО «ВОЙКАР» 59

2.2.1. Анализ организации процесса технологической подготовки 59

2.2.2. Анализ организации работы процесса проектировки 64

2.2.3. Анализ организации процесса подготовки строительства 67

2.2.4. Анализ контроля качества 70

2.3 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ЗАТРАТ ЗАО «ВОЙКАР» 77

2.4. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОСНОВ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ВОЙКАР» 81

2.4.1. Анализ сбыта ЗАО «Войкар» 81

2.4.2 Анализ потребителей ЗАО «Войкар» 84

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 86

3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ВЫБРАННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 86

3.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО КАЧЕСТВУ 88

3.3 РАЗРАБОТКА КАЛЬКУЛЯЦИИ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ НА ОСНОВЕ УТВЕРЖДЕННОГО ГРАФИКА ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 93

3.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 96

3.5 ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДАННОГО ВИДА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 98

3.6 ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВИДЫ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 98

ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЗДАНИЯ СЕРИИ П-44-Т 99

4.1 ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧИХ МЕСТ И ИХ ОЦЕНКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ 99

4.2.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЦЕНКЕ ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ 101

4.3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗАО «ВОЙКАР» 106

4.3.1 Основные меры пожарной безопасности при производстве строительно-монтажных работ 106

4.3.2 Необходимые меры пожарной безопасности при проведении сварочных и огневых работ 108

4.3.3 Исследование мер пожарной безопасности при работе с клеями, полимерными и другими горючими материалами 109

4.4 РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЖЕКТОРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ 110

4.5 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРЕЛОВОГО САМОХОДНОГО КРАНА Э-353 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 119

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121

Введение

В настоящее время термин логистика стал активно употребляться в экономической деятельности. Прочно укоренился термин логистика в хозяйственной деятельности на микро- и макро уровнях.

Логистика охватывает всю сферу и спектр деятельности предприятия, но на всех стадиях развития производства она с помощью совокупности различных видов деятельности, способов и средств стремится сократить затраты и выпустить продукцию, заданного количества и качества в установленные сроки и в установленном месте.

Логистика проникая во все сферы деятельности предприятия охватывает процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также, связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления.

Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики стали рациональнее организовывать весь производственный цикл. Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, рациональнее осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства.

Благодаря соблюдению всех этих условий, предприятия, перешедшие на систему организации производства по принципам логистики стабильно обеспечивают конкурентоспособность фирмы. Это своевременное завоевание новых рынков сырья, материалов и товаров.

Это удобная доставка продукции, ее упаковка, если необходимо, то инструкции по использованию продукции, предоставление гарантии. В связи с быстрыми изменениями рыночных условий предприятия, перешедшие на логистическую организацию имеют преимущественную возможность адаптации системы к условиям окружающей среды. Одним из центральных звеньев системы логистики можно назвать производственную логистику. Ведь благодаря производству осуществляется закупка сырья и материалов, а в последующем и распределение готовой продукции.

Целью данной работы является изучение основных логистических подходов к организации оптимальных производственных процессов строительного предприятия на основе логистического подхода.

1. Теоретические основы логистики в деятельности строительного предприятия

1.1 Сущность и основные принципы логистики

Логистика изучает и организует процессы эффективного управления материальными и информационными потоками с целью удовлетворения потребителей продукции и услуг.

Экономическая деятельность тесно связана с движением материальных потоков: предприятия закупают сырье, комплектующие и полуфабрикаты, организуют их доставку и хранение для нужд производства, обслуживают потребителей, доставляя в соответствии с их заказами готовую продукцию. Поскольку координация материальных потоков неразрывно связана с принятием решений, предусматривающий сбор, обработку и передачу информации, необходима организация системы информационного обеспечения логистики. Кроме того, движение материальных и информационных потоков требует финансового обеспечения.

Формирование логистики как самостоятельной области экономической науки обусловлено тенденциями развития экономики развитых стран мира за последние пятьдесят лет. Европейские эксперты выделяют три периода развития экономики, потребовавшие различного подхода к управлению предприятиями. Начиная с 1950 и до середины 70-х гг. промышленно-развитые страны мира достигали успеха в экономическом развитии, благодаря постоянному возрастанию спроса на товары и услуги, что способствовало повышению производительности труда, увеличению капитала, а также росту уровня образования населения. Кроме того, важную роль в увеличении объемов производства сыграло наличие достаточного количества сырья, которое можно было приобрести по низким ценам. С конца 70-х годов наметилась тенденция к резкому снижению темпов роста производства. К тому же предприятия стали чрезмерно зависеть от поставок сырья по низким ценам, а население между тем проявляло заинтересованность в повышении уровня жизни. В начале 90-х годов кризис на рынке сырья повлек за собой рост безработицы, увеличение инфляции и др. Протекционистские меры правительств ряда стран повлияли на снижение доли экспорта и импорта в экономике. В то же время возникли и стали развиваться новые технологии, стимулирующие рост производства.

Заинтересованность предприятий в расширении и увеличении.объемов производства, усиление конкуренции создали условия для насыщения традиционных рынков сбыта продукции и потребовали ориентации на маркетинг и логистику.

Благодаря переходу от рынка производителя к рынку потребителя производственные фирмы ныне организуют свою деятельность с учетом повышенных требований клиентов к качеству товаров и услуг.

При выборе поставщика наряду с высоким качеством и доступными ценами на продукцию решающую роль обычно играют такие факторы, как минимизация капитальных вложений при приобретении основных средств и скорость выполнения заказов при приобретении товаров широкого потребления. Следовательно, уровень обслуживания клиентов определяется эффективностью логистики. К основным показателям эффективности логистики потребители относят: точность (обязательность) поставки — соблюдение поставщиком согласованных сроков (мера надежности и доверия между производителем и потребителем); срок (цикл) поставки — промежуток времени между датами заказа и его выполнения (в условиях конкуренции выигрывает производитель с меньшим циклом поставки); готовность к поставке — согласованность и подтверждение срока выполнения заказа поставщиком в соответствии с пожеланием клиента; гибкость — готовность предприятия выполнить вносимые клиентом изменения в ранее оформленный заказ; качество поставки — выполнение условий (спецификации) клиента при комплектации и обеспечение сохранности грузов при доставке по назначению; информационная готовность — готовность предприятия выдать покупателю информацию относительно поставляемой ему продукции.

Как свидетельствует опрос, проведенный фирмой «Сименс» (Германия) в 1993 г., в шкале приоритетов выбора производителей продукции потребители располагают показатели эффективности логистики непосредственно за оценками качества товара и его цены.

Термин «логистика» имеет греческое происхождение, используется во всех основных европейских языках. В Древней Греции он означал искусство рассуждения и выполнения расчетов, а в Великой Римской империи — «правила распределения продовольствия». Позднее термин встречается в военном деле в значениях «тыл, снабжение войск» и «перемещения войсковых подразделений». В середине 60-х годов понятие логистика вошло в американский менеджмент, а из него — в экономическую литературу.

Следует подчеркнуть, несмотря на различия в трактовке термина «логистика», его основные черты — рациональность и точный расчет — в течение более двух тысячелетий остаются неизменными.

Логистика исследует вопросы организации и рационализации товарных потоков от производителя к потребителю, включая управление закупками (снабжением) и. запасами. Существуют и такие направления этой науки, как логистика производства, сбыта и перевозок, управление кадрами и информационная логистика. Новизна логистического подхода к проблеме товародвижения состоит в органической взаимосвязи функций, обеспечивающих единое управление рациональными материальными потоками от поставщиков сырья через предприятие-изготовитель к клиентам. Такой подход диктуется необходимостью сочетания экономии затрат с гибким реагированием производственных и торговых фирм на приоритеты потребителей.

Цели современной логистики: синхронизация логистических функций с сокращением издержек, а также высвобождение финансовых ресурсов для новых инвестиций; укрепление положения компаний на рынке благодаря обеспечению потребителей нужными товарами необходимого качества в заданном количестве в установленном месте в указанное время наилучшим образом.

Несмотря на относительно недавнее возникновение логистики как экономической науки, она активно развивается, вскрывая резервы роста доходов фирм, что наиболее наглядно представлено на рисунке 1.1.

Рисунок 1. 1. Влияние логистики на выбор решений при разработке стратегии распределения

С середины 60-х годов специалисты отмечают три фазы этого процесса. Эффективно работающие компании строят логистическую систему на основе принципа всеобъемлющего внимания к интересам и запросам клиентов. Этому подчинены цели распределения, направленные на поиск оптимальных решений во взаимодействии с поставщиками и потребителями товаров и услуг, структура которых представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. Эволюция логистики

Необходимо отметить, что при становлении новой экономики России логистический подход имеет важное значение как в период становления компаний, так и при совершенствовании их работы. Ныне, когда предприятия свободны в выборе партнеров среди поставщиков сырья и комплектующих, транспортных фирм и мест складирования продукции, использование принципов и методов логистики предоставляет большие возможности для развития производства.

Направления совершенствования организации предприятий достаточно известны, многие из них разработаны и использовались в бывшем СССР, получив признание. Однако сегодня, когда нарушены организационные принципы внутри и вне предприятий, необходимо сочетать активный поиск перспективных и надежных фирм-партнеров с постоянным вниманием к внутрипроизводственным проблемам выпуска продукции. Поэтому организация и оптимизация снабжения, производства и распределения будут определять жизнеспособность предприятий. Это открывает перед логистикой широкие перспективы, не существовавшие в строго регулируемом плановом хозяйстве.

Как отмечалось, предмет логистики — изучение условий оптимального (наилучшего при заданных условиях) удовлетворения заказов потребителей путем эффективною планирования, организации и управления деятельностью по формированию материальных потоков от заказчика сырья до потребления произведенного товара или услуги.

Основными каналами логистики, таким образом, являются: канал снабжения, канал производства и капал распределения (сбыта), что наиболее наглядно представлено на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3. Система логистики

Анализ видов логистической деятельности (функций логистики) в каналах снабжения, производства и распределения, на основании рисунка 1.4, свидетельствует, что основное влияние на достижение целей логистики и объем затрат оказывает: уровень (стандарт) обслуживания потребителей,

Рисунок 1.4. Функции логистики

транспортировка сырья или готовой продукции, поддержание запасов на складе, обработка заказов. Эти функции логистики называют основными, взаимосвязь которых представлена на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5. Взаимосвязь основных функций логистики.

Уровень (стандарт) обслуживания потребителей, являясь характеристикой эффективности логистики, влияет на объемы продажи продукции предприятия и выбор составляющих логистической системы. Во избежание необоснованного роста затрат стандарт должен быть тщательно обоснован. С этой целью необходимо, во-первых, определить нужды потребителей и запросы по их логистическому обслуживанию; во-вторых, проверить реакцию клиентов на применяемые формы обслуживания.

Транспортировка сырья или готовой продукции для большинства фирм - наиболее дорогостоящая функция логистики (составляет от 1/3 до 2/3 логистических издержек). Однако ни одна компания вместе с тем не может обойтись без доставки сырья или отправки каким-либо транспортом готовой продукции.

Управление перевозками обычно предполагает выбор вида транспорта, метода погрузки, маршрута, емкости транспортного средства.

Обычно невозможно или нерационально поддерживать производство или уровень поставок потребителям неизменным. Для обеспечения изготовления продукции необходимыми материальными ресурсами нужны запасы, выполняющие роль буфера между спросом и предложением, затраты на выполнение этой функции также могут составлять от 1/3 до 2/3 всех логистических издержек.

Если транспортировка определяет значение места для продукции, то запасы - значение времени. При этом запасы товаров всегда располагают ближе к потребителям, а сырье — к местам обработки.

Большое количество пунктов складирования и высокие затраты на хранение материальных ценностей (обычно 25-30 % готовых затрат на производство) требуют тщательного управления запасами, которое предусматривает создание условий для поддержания минимальных запасов при обеспечении необходимого уровня обслуживания потребителей.

Затраты на обработку заказов не столь велики по сравнению с затратами на другие виды логистической деятельности. Однако обработку заказов относят к главным функциям логистики, ибо она, с одной стороны, определяет момент получения товара или оказания услуги клиенту, а с другой — инициирует работу служб по доставке товара.

Поскольку главная цель логистической операции - предоставление товаров и услуг потребителям там и тогда, где и когда они того пожелают, перечисленные логистические функции считаются основными.

Основные функции логистики сопровождается целым рядом дополнительных видов деятельности, состав и структура которых представлена на рисунке 1.6.

Складирование представляет собой функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает решение таких задач, как выбор местоположения склада, определение объема (площади) хранения, планировка размещения запасов, составление схемы расходования и пополнения запасов, проектирование зон транспортировки и погрузки-разгрузки, выбор общей планировки склада.

Рисунок 1.6. Взаимосвязь основных и дополнительных функций логистики.

Переработка грузов осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает поддержание запасов. Эта функция связана с движением продукции в пунктах хранения. Например, перемещение товаров с входной площадки получения до места размещения и от него -до выходной грузовой площадки.

Наиболее серьезными проблемами при организации при организации переработки грузов являются: выбор оборудования, организация процедур комплектования заказов, поддержание рационального грузооборота.

Далее рассмотрим защитную упаковку товаров. В этих рамках одна из целей логистики - доставка продукции потребителю с минимальными потерями. Гарантировать высокую сохранность грузов при транспортировке позволяет удачная конструкция защитной упаковки. Кроме того, продуманные форма и размеры упаковки позволяют повысить эффективность складирования и обработки грузов.


Р. Б. Гарибов, А. В. Пахомова, Р. Р. Баширзаде

ЛОГИСТИКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Аннотация

В статье рассматривается ряд аспектов логистики строительной компании как организации и как участника строительного проекта. На основе исследования особенностей развития логистических систем и связей между участниками строительных проектов представлен проект модели системы поставки ресурсов с учетом логистических требований.

Ключевые слова

Логистика в строительстве, строительный проект, система поставки в строительстве, логистический центр.

R. B. Garibov, A. V. Pakhomova, R. R. Bashirzade LOGISTICS OF CONSTRUCTION PROJECTS Annotation

The article discusses some aspects of logistics and construction company as an organization and as a participant in a construction project. Based on the research of the development of logistics systems and relations between participants of construction projects presents the project model of delivery system resources to meet logistics requirements.

Logistics in construction, the construction project, system of delivery in construction, the logistic center.

2016 № 2 (54) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Тенденция повышения эффективности управления процессами разработки строительных проектов указывает на значимость логистики - отрасли знаний, посвященной применению новых концепций управления потоками материалов, услуг, информации и финансов между поставщиками и заказчиками. В области планирования и исполнения закупок (заказ, прием, транспортировка и хранение) в строительстве доминируют логистические процессы. Следуя примеру других отраслей промышленности, предпринимаются попытки интегрировать логистику строительства в логистические цепочки поставщиков и покупателей, начиная от закупок сырья, строительного производства, дистрибьюторов до конечных пользователей. Целью данной статьи является исследование процесса проектирования модели системы поставки ресурсов для строительства с учетом логистических требований. Методы исследования. Для исследования процесса формирования модели логистической координации транспортного обеспечения в цепи поставок применяются следующие методы: наблюдение, процессно ориентированный и системный подход. Эмпирический анализ. Подтверждается статистикой строительства в Саратовской области. Так, по данным государственной регистрации в разрезе видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007), учтенных в Статистическом регистре на 01 января 2016 г., зарегистрировано 4317 организаций (юридических лиц) Саратовской области в разделе F Строительство. Это составляет 8,82 % от общего количества организаций по Саратовской области (48937). На этот же период зарегистрировано 1391 индивиду-

альный предприниматель Саратовской области, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств в разделе F Строительство, или 2,56 % от общего количества индивидуальных предпринимателей по Саратовской области (54275). Обсуждение результатов. Логистические процессы, имеющие решающее значение для успешного завершения проекта, но в то же время являющиеся вспомогательными, часто передаются внешним профессионалам, таким как логистические центры, специализирующимся на логистических услугах, и эта тенденция также наблюдается в строительстве. Традиционно каждый контрактор принимает участие в проекте в соответствии со своей областью ответственности за его «звено» индивидуальной цепочки поставок для представления материалов и услуг, требуемых в пределах проектного объема работ.

В настоящее время хорошо развит рынок строительных материалов и услуг, в условиях которого централизация и аутсорсинг проекта логистики поставок рассматриваются как более экономически эффективное решение содействия контролю проекта.

Деловая активность строительных организаций отражается в следующих данных. В 1 квартале 2016 г. 78 % опрошенных руководителей оценивают общую экономическую ситуацию в строительных организациях как «удовлетворительную», 3 % - как «благоприятную». Среди факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций, доминируют такие, как высокая стоимость материалов (40 %), недостаток квалифицированных рабочих (около 35 %) (рис. 1).

Погодные условия Конкуренция со стороны.. Высокая стоимость материалов Недостаток квалифированных.. Недостаток финансирования Высокий % коммерческого кредита Высокий уровень налогов Неплатежеспособность заказчика Недостаток заказов на работы

I квартал 2016 I квартал 2015

Рисунок 1 - Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций (в % от общего числа обследованных организаций)*

* Информация подготовлена отделом статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в Саратовской области в январе - марте 2016 г. составил 7,8 млрд руб. . За первые четыре месяца в Саратовской области введено в эксплуатацию 208 тыс. кв. м жилья. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, в январе-марте 2014 г. за счет всех источников финансирования введен в действие 681 жилой дом на 688 квартир общей площадью 120574 кв. м или 107,3 % к январю-марту 2013 г., в том числе населением за счет собственных и заемных средств

построено 674 жилых дома общей площадью 118741 кв. м, что составило 129,0 % к январю-марту 2013 г. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного за три месяца 2014 г. жилья составила 98,5 %. Ввод общей площади жилья в расчете на 1000 человек населения за I квартал 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 г. увеличился на 3,4 кв. м и составил 48,3 кв. м .

Наличие основных строительных машин в строительных организациях на 1 января 2016 г. (без субъектов малого предпринимательства) приведено на рисунке 2.

Погрузчики одноковшовые 11 %

Бульдозеры на тракторах 12 %

Краны передвижные 33 %

Тракторы 6 %

Прочие 25 %

Экскаваторы одноковшовые 13 %

Рисунок 2 - Наличие основных строительных машин в строительных организациях на 1 января 2016 г.

Далее рассмотрим основные особенности проекта логистики материально-технического обеспечения строительства. Логистика часто определяется как управление цепочками поставок, сетью организаций, связанных материальными и информационными потоками, ограниченными жизненным циклом продукта (от заготовки сырья в результате переработки и обращения продукции и конечного продукта, распределения и продаж конечному потребителю и, наконец, утилизации отходов). Все процессы и отношения, возникающие по поводу взаимосвязей и взаимодействия вышеуказанных потоков, образуют логистические системы. Компания, являясь членом большего размера логистической цепочки поставщиков и покупателей, имеет свою систему внутренней логистики также в виде цепочек поставок. Строительным подрядчикам в цепи поставок материалов как участникам проекта представляется, что логистические процессы присутствуют в различных областях деятельности компании (закупки, производство, продажи). Изоляция и интеграция логистических задач всех организационных подразделений компании приводят к созданию логистических отделов, которые координируют все потоки. Представление в виде иерархии задачи выбора способа исполнения заказа основано на системном моделировании подрядных торгов (конкурсов) в строительстве .

На предприятиях строительной отрасли применяются три базовые модели логистических систем:

Неофициальные, где координация логистических задач отдельных подразделений и сферы деятельности обеспечивается в рамках существующей организационной структуры компании;

Полуформальные, где логистический менеджер принимает на себя ответственность по координации логистических процессов компании, но не отвечает за отделы, где эти процессы реализуются;

Официальные, где отдельный департамент принимает на себя все логистические процессы компании. В частности, модель логистики выбирается в зависимости от организационной структуры компании, ее целей и стратегии управления. Фактический размер компании также имеет значение. Большинство подрядчиков нанимают до 20 человек и, следовательно, не имеют в своей структуре отдела логистики. В полуформальных моделях оргструктуры с одним специалистом предпочтительнее.

Более крупные предприятия, чтобы иметь хорошо развитые логистические отделы, склонны возвращаться к полуформальным моделям (уменьшить численность работников) или аутсорсингу закупок. Главным критерием внедрения аутсорсинга выступает сокращение издержек, а также повышение качества предоставляемых услуг . Многочисленные опросы указывают на то, что логистические системы в строительстве динамичные, как и изменения в этой области. Подрядчики, как правило, являются лишь отдельными звеньями логистических цепей, которые обеспечивают проект продуктами, услугами, информацией и финансами. В отличие от обрабатывающей промышленности, в которой прибыли связаны с долгосрочным партнерством с поставщиками и заказчиками, логистическими цепочками в строительстве значительно больше сложно управлять и оптимизировать. Это происходит в результате влияния следующих факторов:

Диверсификации проектов (различные материалы, методы, местоположение каждого проекта означает новую сеть участников цепи поставок каждый раз);

Технической сложности проекта;

Количества участников проекта;

Господства системы торгов подрядных приобретений;

Трудностей в адаптации каждого члена логистических процедур в логистической системе проекта.

Сотрудничество в рамках проекта цепи поставок является краткосрочным. Участники строительного проекта (строители, поставщики, работодатели) склонны конкурировать друг с другом, чтобы сделать большую часть проекта. Для разработки проекта следующего предприятия они могут присоединить новых партнеров и сформировать новые цепочки поставок. Логистика в строительстве может рассматриваться в ряде аспектов, например: на строительной площадке, в производственной системе, а также как звено многих логистических цепей, где сложные процессы выполняются в рамках временных, пространственных и бюджетных ограничений.

Для баз подрядчиков значение оценочного прогноза проектируемой потребности материалов составляет: для соблюдения графика строительства (57%), для обеспечения ведомости объемов работ (14%) и для поддержки опыта (29%). По вопросам логистических решений обычно есть ряд лиц, принимающих решения в рамках организации, чья сфера действия определяется оргструктурой предприятия. Что касается поставок по строительству, большинство решений принимается начальниками участков или отделов закупок.

Выбор конечной модели системы поставки проекта зависит также от характера и назначения строительного объекта.

Рассмотрим в контексте данной статьи систему поставки ресурсов в логистических системах строительных проектов. Логистическая система поставки для строительного проекта существенно влияет на его время и стоимость. Выбор логистической системы зависит от экономических, физических и организационных условий проекта, например, объема проекта, местоположения и системы доставки. Любые договоренности относительно проекта системы поставки предназначены для того, чтобы быть наиболее экономически выгодными для владельца и позволяющими ему быть

вовлеченным в какие-либо решения, на которые он хочет влиять. Наиболее распространенными системами поставки в строительстве являются:

Система проектирования построения торгов;

Система «дизайн и строительство», или система «под ключ»;

Система профессионального управления строительством, требующая от владельца управлять процессом планирования фаз проекта, нанять архитектора и затем выбирать и нанимать подрядчиков или генерального подрядчика для выполнения проектируемых работ.

Три главных «актера» проекта (владелец, проектировщик и подрядчик) проводят работы по отдельности в пределах своей функциональной ответственности. Весь процесс последовательный: сначала идет проектирование, затем торги и, наконец, строительство. Сфера строительного производства предполагает реализацию комплексных и в то же время уникальных проектов, подверженных влиянию разнообразных факторов, возникновение которых инициируется различными источниками . В системе профессионального управления строительством владелец работает с единым подрядчиком, обеспечивающим управление, проектирование и строительство, действующим в качестве генерального подрядчика, и осуществляет найм подрядчиков.

Есть только одно договорное отношение с участием собственника: исполнитель берет на себя всю ответственность за завершение проекта. Дизайн и строительные процессы могут проводиться одновременно (в пределах одной команды или одной компании), и следовательно, благодаря этому могут улучшаться информационные потоки и сокращаться время проекта доставки. Важнейшим свойством потоков является то, что, будучи изменяемыми во времени, они порождают огромный объем информации . Традиционные кон-

фликты между проектировщиками и подрядчиками в этом случае устраняются. Профессиональное управление системой строительства проводится традиционным «треугольником» из владельца, проектировщика и строителя-профессионала, задачей которых является представление интересов собственника, интеграция и управление всеми процессами и сотрудничеством с проектировщиками и подрядчиками.

Менеджер как строитель-профессионал предлагает свой опыт поддержки каких-либо решений, начиная от концептуальной фазы до сдачи проекта, и осуществляет координирование планирования, проектирования и исполнения мероприятий по достижению синергетического эффекта и сокращения срока завершения проекта. Менеджер может войти в проект в качестве консультанта. Возможны четыре основные модели системы:

Независимых цепочек поставок для индивидуальных подрядчиков, где выбор поставщиков, планирование поставок и планирование строительства являются обязанностью каждого подрядчика;

Централизованная система поставок управляется генеральным подрядчиком или другой стороной управления всем проектом, за счет собственных логистических подразделений;

Централизованная система поставки управляется внешней логистикой компании;

Комбинация вышеперечисленных моделей.

Система поставки на базе независимых цепей или услуг внешней логистической компании возможна в любом типе проекта систем поставки. При системе поставки с генеральным подрядчиком или другой стороной, которая располагает необходимыми материально-техническими ресурсами, разумно их использовать для создания и управления всем проектом системы снабжения. Такие модели напрямую связаны с любым со-

вершенствованием материально-технической базы. Комплексная логистика всего проекта означает возможность оптимизации цепочки поставок и координацию поставок, которые существенны для крупных строительных проектов, где задействовано множество подрядчиков, работающих в ограниченном пространстве. Перекладывание ответственности за поставки на многих субподрядчиков может привести к скоплениям ресурсов на стройплощадках, чрезмерным расходам и задержкам поставок, что скажется на графике строительства объекта.

Централизация логистики предназначена для снижения общей стоимости проекта, улучшения качества работ и сокращения времени завершения проекта. Если строительные компании не ведут учет стоимости материалов (и стоимости покупки) по источникам их возникновения, то не представляется возможным указать стоимость логистики поставок напрямую на основании счета. Если материал доставляется рядом поставщиков, а также средствами исполнителя собственных поставок услуг, можно только ориентировочно оценить расходы на логистику при покупке недвижимости. Моделирование затрат на приобретение единого строительного материала (кирпича) основывается на двух основных моделях:

1) подрядчики воспользуются услугами логистического центра;

2) подрядчики поставляют себе ресурсы индивидуально.

Цены, скидки для оптовых закупок, хранения, транспортировки и разгрузочных расходов и сборы предполагается при имитационных расчетах использовать исходя из условий реального рынка в конкретном регионе в соответствующем периоде (например, последнем квартале года, предшествующего расчетам), при этом объем потребления материала является случайной переменной для периода моделирования. Логистический центр может договориться о

лучших скидках и предложениях снизить расходы при покупке недвижимости, но его средние запасы при этом растут, как и стоимость замороженного капитала. Есть также расходы по внутреннему транспорту (от логистического центра к своим клиентам). Преимущества логистических центров не ограничиваются снижением затрат. Качество обслуживания будет тоже выше за счет специализации логистических организаций. Логистические центры могут координировать и оптимизировать свои транспортные расходы, а также уменьшить нагрузки трафика (важно в городах) и уменьшить загрязнение воздуха.

Представленные основы формирования проекта модели поставки ресурсов для строительства свидетельствуют о том, что логистика в строительстве рассматривает многие технические, организационные и экологические проблемы, которые влияют на стоимость проекта, сроки и качество исполнения. Традиционно каждый исполнитель использует и управляет его собственными поставками в цепи. В случае крупных проектов с привлечением ряда подрядчиков несовместимость логистических концепций и отсутствие координации приводят к серьезным нарушениям материальных и информационных потоков. Согласно современным представлениям об управлении, централизации логистических функций и управления потоками, выбор рациональной модели поставки ресурсов позволяет многим субъектам строительного проекта достичь синергетического эффекта от их усилий. Внедрение интегрированных логистических систем может быть особенно эффективным в крупных строительных проектах, расположенных в городских центрах (замкнутое пространство, ограниченность транспортных возможностей), где массивные потоки материала должны быть управляемыми (например, обширные земляные работы, требующие транспортировки извлеченного грунта).

Библиографический список

1. Ившин, С. Ю. Методы оценки эффективности аутсорсинга бизнес-процессов // Эффективная логистика: сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. - С. 44-47.

2. Константинов, И. И., Барыкин, С. Е. Системный подход к выбору победителей конкурсов в строительстве // Эффективная логистика: сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. - С. 62-71.

3. Кошелев, В. А. Формирование логистических систем в жилищном строительстве // Эффективная логистика: сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. - С. 91-101.

4. Юсупов, Р. Р. Управление потоковыми процессами в логистике // Логистика в развитии современной российской экономики: материалы 8 межвуз. науч.-практ. конф. - Саратов: Наука, 2011. - С. 108-114.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srtv.gks.ru (дата обращения: 18.05.2016).

6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroy.saratov.gov.ru (дата обращения: 19.05.2016).

Bibliographic list

1. Ivshin, S. Yu. Methods of assessing the effectiveness of outsourcing of business processes // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical œnf. with international participation. - Chelyabinsk, 2014. - Р. 44-47.

2. Konstantinov, I. I., Barykin, S. E. Systematic approach to the selection of winners of competitions in construction // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical conf. with international participation. - Chelyabinsk, 2014. - P. 62-71.

3. Koshelev, V. A. Formation of logistic systems in residential construction // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical conf. with international participation. - Chelyabinsk, 2014. -P. 91-101.

4. Yusupov, R. R. Control of flow processes in logistics // Logistics in the development of modern Russian economy: proceedings of the 8th inter-University sci-entific-practical conf. - Saratov: Science, 2011. -P. 108-114.

Понятие логистики как науки. Потоковые процессы как предмет изучения логистики. Виды логистических систем. Логистические ʼʼмножестваʼʼ. Условия строительного комплекса, способствующие активному использованию логистических решений

Термин ʼʼлогистикаʼʼ имеет греческие корни (от греч. logistika – искусство проведения расчетов) и как понятие с позиций смысловой стороны слова означает способ изложения формальной логики, использующей математические методы и специальный аппарат символов при исследовании мышления с помощью вычислений, ᴛ.ᴇ. формализованных языков.

Сегодня в науке и хозяйственной практике утвердилось определœение логистики как науки о планировании, управлении и контроле за движением материальных ресурсов, кадров, энергоресурсов, информации и прочих потоков в различных системах.

С точки зрения функционального назначения в общей структуре общественного производства и обмена выделяются следующие виды логистических систем:

Макрологистическая система представляет собой объединœение всœех предприятий, организаций и производственных систем по всœем отраслям экономики страны;

Система микрологистики охватывает движение материальных и информационных потоков в рамках одного предприятия или производственной системы;

Металогистика представляет собой совокупность функциональных подразделœений различных предприятий и систем.

Логистическая деятельность базируется на трех основах:

Техника как совокупность всœех технических средств и оборудования, сопровождающих материальные ресурсы;

Информация как совокупность всœей статической и динамической информации о движении материальных и нематериальных потоков в системах;

Экономика предприятия и страны.

Предметом логистики является комплексное управление всœеми материальными и нематериальными потоками в системах.

Логистику правомерно рассматривать как научный метод познания каких-либо потоковых процессов в реальной хозяйственной жизни производителœей всœех товаров, работ и услуг, поскольку без их использования они не могут производить свои товары (работы) и оказывать свои услуги.

Потоковые процессы - это понятие об объекте применения логистики, характеризующееся высоким уровнем абстракции, что и предопределяет широкое использование логистики в самых различных областях хозяйственной деятельности и технологических циклах производства товаров (работ) и оказания услуᴦ.

Логистика рассматривает потоковые процессы в качестве неких ʼʼмножествʼʼ и их элементов, находящихся в движении от ʼʼисточника к целиʼʼ, задача ʼʼраспознатьʼʼ состояние потоков в движении и оптимизировать его при заданных условиях. В качестве таких ʼʼмножествʼʼ могут выступать формы собственности на предметы труда, средства и орудия труда, на сам труд, на его результаты, ᴛ.ᴇ. различные виды ресурсов и результатов и использование логистики применительно к ним будет иметь свою специфику.

В строительстве методы логистики нашли широкое применение при организации движения материальных потоков в силу следующих обстоятельств:

На рынке строительных материалов наблюдается наиболее высокий (по сравнению с другими рынками средств производства) уровень конкуренции;

Значительная часть материального потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий звеньев и подразделœений этого комплекса; выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации;

Материальный поток в строительстве как отрасли конечного потребления части общественного продукта͵ начинаясь за его пределами, завершается моментом использования материальных ресурсов в процессе создания (обновления, ремонта) базовых фондов;

Материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве бетонных Работ, ведения кирпичной кладки, отделочных работах и др.) и в связи с этим для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга;

материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов, и, следовательно, по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логистические решения, что не исключает и их совпадения в сходных условиях.

Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально-технического обеспечения строительства является построение рациональных логистических решений, ᴛ.ᴇ. определœение состава и характера деятельности хозяйствующих структур, участвующих в движении материального потока. При определœенных условиях целœесообразно удлинœение логистической цепи, включение в нее торговых посредников.

Перед строительной отраслью (крупнейшим субъектом конечного потребления материальных ресурсов) в наиболее острой форме стоит задача выбора эффективных форм их приобретения и использования, в целом эффективной организации потоков движения материальных ресурсов, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.