Сергей Нефедьев Dr. Коррекционной хирургии, ортопед. Опорно-двигательная система. Факторы риска и профилактика заболеваний Как правильно двигаться. Двигательный режим

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Актуальность проблемы заболеваний опорно-двигательного аппарата, связанных с профессиональной деятельностью Результаты анализа показали, что значительное место среди различных форм профессиональных заболеваний от физического перенапряжения занимала мышечная патология – 50,7 3,4 %. Другие формы заболеваний опорно-двигагельного аппарата (эпикондилоз плеча, плечелопаточный периартроз, тендовагинит предплечий и др.) составляли 26,3 3,0%.

3 слайд

Описание слайда:

Профессиональные заболевания от физических перегрузок наблюдаются в самых различных профессиях многих отраслей промышленности. Наиболее часто они отмечались у маляров, работниц текстильных комбинатов, машинисток пишущих машинок, операторов машинносчетных станций, слесарей-сборщиков, станочников, доярок, каменщиков, намотчиков, формовщиков ручной (немеханизированной) формовки и др.

4 слайд

Описание слайда:

Анализ условий труда показал В одних случаях профессиональные заболевания были связаны со значительными динамическими нагрузками или статическими усилиями, в других – с часто повторяющимися монотонными движениями в условиях вынужденной рабочей позы.

5 слайд

Описание слайда:

Профессии из группы риска по заболеваниям опорно-двигательного аппарата: 1-я группа – профессии с большим количеством мелких ручных операций (монотонные, стереотипные движения), проводимых в условиях гипокинезии и вынужденной рабочей позы; 2-я группа – профессии, где статодинамические нагрузки позволяли отнести физический труд к категории средней тяжести; наряду с этим имелись и другие неблагоприятные факторы трудового процесса: однотипные движения, вынужденное положение тела, контакт с охлаждающими средами; 3-я группа – профессии со значительными физическими нагрузками, связанные с перемещением больших грузов за смену, либо с большими статическими усилиями.

6 слайд

Описание слайда:

Профессиональные заболевания в 1 группе (женщины) Удельный вес обследованных 1-й группы составил 28% всех больных. Профессиональная патология выражалась у 65,6% в заболевании мышц верхних конечностей (которые возникали в среднем в возрасте 44-46 лет при стаже 20-22 года года. Для работниц прядильно-ткацких комбинатов характерны быстрые однообразные движения рук при ликвидации обрыва нити, заправке челнока, перемотке пряжи и др. в условиях локального (руки) и общего (тело) статического напряжения при работе в течение всей смены стоя. Преобладали миофиброзы разгибателсй запястья и пальцев, а также трапециевидных мышц. диагностированы у машинисток, операторов машиносчетных станций, работниц прядильно-ткацкого производства (прядильщиц, мотальщиц и др.).

7 слайд

Описание слайда:

Профессиональные заболевания в 1 группе (женщины) У работающих на клавишных машинах условия труда сопряжены с частыми однообразными движениями рук (40000–100000 ударов по клавиатуре за смену) в сочетании со статическим напряжением, при удерживании их на весу. У них отмечены координаторные неврозы, а в единичных случаях наблюдались вегетативно-сенсорные полиневропатии верхних конечностей. У большинства работниц заболевание характеризовалось медленным, доброкачественным течением с сохраненной профессиональной трудоспособностью и в течение многих лет при условии систематического лечения в медико-санитарных частях и в клинике профессиональных заболеваний.

8 слайд

Описание слайда:

Профессиональные заболевания во 2-ой группе (женщины) Во 2-ю группу вошли маляры, станочники (фрезеровщики, сверловщики, полировщики), слесари-сборщики, намотчики, доярки и др. Эта группа составила 47% обследованных (в основном женщины). Характер повреждений можно объяснить комбинированным действием неблагоприятных факторов труда (физическая нагрузка и контакт со смазочно-охлаждающими жидкостями у станочников; стато-динамическая нагрузка и охлаждение рук у доярок).

9 слайд

Описание слайда:

Профессиональные заболевания во 2-ой группе (женщины) Изолированные формы заболеваний мышц верхних конечностей преобладали у маляров (возраст 44-46 лет, стаж 16-17 лет) и намотчиков (возраст 45-47 лет и стаж 23-25 лет). Сочетанные формы нейромышечной патологии, а также патология вегетативной нервной системы (вегетативно-сенсорная полиневропатия рук) чаще встречались у станочников в возрасте 46-48 лет при стаже 16-18 лет и у доярок в возрасте 44-46 лет при стаже 1820 лет).

10 слайд

Описание слайда:

3-ю группу составили 25% работников В этой группе были представлены следующие профессии: каменщики, прессовщики, штамповщики, грузчики, строгальщики, пружинщики, вальцовшики, резчики металла, барабаншицы прачечной, земледелы литейного цеха, карусельщики, стерженщики и формовшики ручной формовки. Физический труд был связан со значительными общими или локальными статодинамическими нагрузками.

11 слайд

Описание слайда:

Профессиональные заболевания в 3-ей группе В данной группе обращает на себя внимание преобладание сочетанных форм нейромышечной патологии – в 21-22% случаев; заболевания опорно-двигательного аппарата отмечены у 41-42% больных (возраст 46-47 лет, стаж 19-20 лет). Наряду с миофиброзами и вегетативно-сенсорными полиневропатиями рук (в их сочетанием), часто отмечались эпикондилозы плеча, тендовагиниты, плечелопаточный периартроз и пояснично-крестцовый радикулит. В отдельных случаях имелось сочетание 2-3 нозологических форм профессиональных заболеваний от функционального перенапряжения.

12 слайд

Описание слайда:

· Суставными концами или отростками костей; · Прочным связочным аппаратом и капсулой; · Гладкими и скользкими суставными поверхностями. Каждый сустав образован:

13 слайд

Описание слайда:

Суставы при высоких нагрузках не тренируются, а изнашиваются, их трудно укрепить и защитить. При травмах суставы восстанавливаются с трудом, чаще хирургическим способом. Разорванные связки и сухожилия - тоже не заживают и растянутые связки в полной мере не восстанавливаются. «Самое слабое звено» в опорно-двигательном аппарате человека - это суставы и связки.

14 слайд

Описание слайда:

Остеоартроз Это заболевание суставов, которое часто возникает в результате изнашивания и обменных дегенеративных изменений. Артроз - не воспалительное заболевание и поэтому не имеет ничего общего с острыми артритами или полиартритами, при которых воспаление сустава основывается на реактивном патологическом изменении суставных оболочек и суставной жидкости.

15 слайд

Описание слайда:

Факторы риска развития остеоартрозов суставов ног Обезвоживание - недостаток влаги в организме приводит к уменьшению количества выделяемой в колене синовиальной жидкости. Статическое перенапряжение - теряется подвижность мышц и возникает повышенная нагрузка на связки и сухожилия. Переохлаждение - коленные суставы легко застудить осенью и зимой, когда вырабатывается недостаточное количество синовиальной жидкости в суставе (вязкость её слишком велика), нагрузка и трение увеличивается. Неправильная установка стопы, когда коленные суставы пребывают в неестественном положении.

16 слайд

Описание слайда:

Аркообразность свода стопы поддерживается с подошвенной стороны мощнейшей связкой - подошвенным апоневрозом. Задний конец подошвенного апоневроза прикреплен к пяточной кости, а 6 передних концов, расходящихся пучком – к пальцам стопы. Он связывает передний и задний отделы стопы и удерживает стопу от распластывания. Стопа – главная опора

17 слайд

Описание слайда:

Пяточные «шпоры» Смещение центра тяжести тела вперед (сутулость, избыточный вес, слабость мышц голеней), особенно в сочетании с ходьбой, бегом или прыжками, приводит к многократным микроотрывам волокон апоневроза от пяточной кости, а заживление поврежденных волокон происходит путем превращения поврежденной части апоневроза в кость.

18 слайд

Описание слайда:

Задачи профилактики заболеваний стопы Вернуть центр тяжести тела в физиологические пределы методами лечебной физкультуры, мануальной и физиотерапии. Поддержать свод стопы с подошвенной стороны и разгрузить подошвенный апоневроз, используя мягкие ортопедические стельки. Стельки вкладываются в обычную (удобную, правильно подобранную) обувь. Их можно использовать периодически, но лучше постоянно. Включить поддерживающие свод стопы мышцы голени методами лечебной физкультуры, мануальной и физиотерапии, коррекции изменений в поясничном отделе позвоночника.

19 слайд

Описание слайда:

Режим физической нагрузки при патологии стопы Полезно: упражнения - «тянучки», повышающие тонус, эластичность и силу мышц стопы, голени, поясницы; дозированная ходьба, плавание, занятия на тренажерах (без осевой нагрузки на суставы и позвоночник). Вредно: бег, прыжки, теннис, рывковые упражнения, упражнения «через боль», подъем тяжестей, длительное пребывание стоя.

20 слайд

Описание слайда:

Питание при остеоартрозах Полезно: свежие овощи, фрукты, зерновая клетчатка (отруби, цельное зерно). вареные мясо, рыбу, птицу, овощи, сыр, яйца, молочные продукты, пить до 3 л воды в день. Вредно: животный жир мучное, копченое, острое, Ограничить до 1 - 2 раз в неделю продукты, содержащие пурины – мясо, рыба, фасоль и горох, молочные продукты, томаты.

21 слайд

Описание слайда:

Ортезы и корсеты: - препятствуют растяжению связок и мышц; сохраняют тепло, не препятствуя кожному дыханию, - улучшают кровообращение, - усиливают обменные и восстановительные процессы, - снижают боль; - при работе сустава происходит постоянный микро массаж; - защищают от ушибов и ссадин; - коррекция позвоночника, реклинация и разгрузка тел позвонков без выключения работы собственных мышц.

22 слайд

Описание слайда:

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани занимают в России IV место по распространенности. Периартрит, бурсит, тендовагинит: капсула сустава, сухожилия, связки и их сумки. Причинами чаще всего служат: механическая перегрузка, нарушение иннервации околосуставных тканей при плоскостопии, профессиональных и спортивных перегрузках, искривлении позвоночника, грыжах межпозвонковых дисков, после травм. Более других подвержены периартритам плечевые и тазобедренные суставы. Поражение околосуставных тканей

23 слайд

Описание слайда:

Факторы риска поражения мягких тканей (мышц, каналов, нервов): величина и длительность физической нагрузки; быстрота и ритмичность движений; постоянство нагрузок; переохлаждение или перегревание; контакт с влагой; сдавление тканей при упоре; травматизация; вибрация; неудобное положение при работе; неоптимальный двигательный стереотип

24 слайд

Описание слайда:

Давления на межпозвоночные диски (в процентах от положения, стоя) Лежа на спине –25% Лежа на боку – 75% Стоя – 100% Стоя, с наклоном вперед – 150% Стоя, с наклоном вперед, в руках вес – 220% Сидя – 140% Сидя, с наклоном вперед – 185% Сидя, с наклоном вперед, в руках вес – 275%

25 слайд

Описание слайда:

Различные профессии объединяет один общий для всех признак – постоянное профессиональное напряжение рук – работа, требующая частого и длительного сгибания и разгибания в локте при одновременной пронации и супинации. Среди наблюдавшихся есть и такие, которых нельзя отнести к представителям тяжелого физического труда (чертежницы, швеи, секретари-машинистки и др.). Но дело вовсе не в «тяжести» работы, а в ее длительности и интенсивности.

26 слайд

Описание слайда:

Виды вредных производственных физических нагрузок на руки: повторяющиеся длительно и в огромном количестве движения пальцев и кисти, хотя бы и не носящие характера силовых (т.е. не связанные с резким мышечным напряжением); сильное напряжение мышц предплечья, хотя бы и с нечастыми движениями пальцев; резкие переходы в ритме и технике работы; неправильная установка рук во время работы; длительное давление на руки во время работы.

27 слайд

Описание слайда:

Tunnel Syndrome Болезненность, онемение, раздражение и отёк тканей, сдавление нерва, нарушение движений вследствие: профессиональных травм нервных стволов; постоянного профессионального напряжения (и дело вовсе не в «тяжести» работы, а в ее длительности и интенсивности); при гормонально-эндокринных и обменных нарушениях (беременность, лактация, климакс, гипотиреоз, ожирение, сахарный диабет и др.); физических перегрузках, ведущих к утолщению, отеку, разволокнению окружающих нерв тканей. Стадии клинических проявлений: эпизодических субъективных ощущений; регулярных субъективных ощущений; нарушений чувствительности; стойких двигательных нарушений

28 слайд

Описание слайда:

На туннельные синдромы верхних конечностей приходится более 80% патологии Боль в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название синдрома запястного канала Это профессиональное заболевание компьютерщиков (программистов, секретарей-машинистов и других специалистов, работа которых ведётся на компьютере).

29 слайд

Описание слайда:

Причиной боли является защемление нерва в запястном канале. Защемление вызвано отеком и уплотнением сухожилий, проходящих в непосредственной близости к нерву. Причиной распухания сухожилий является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений (например, при работе с мышкой), неудобным положением рук, во время работы, при котором запястье находиться в постоянном напряжении.

30 слайд

Описание слайда:

1. При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90º) 2. При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края. 3. Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, специальной формы клавиатура или компьютерный стол) Правильное положение рук.

31 слайд

Описание слайда:

1. Встряхните руки. 2. Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз) 3. Вращайте кулаки вокруг своей оси. 4. Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу. Упражнения для рук Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений тем больше они принесут пользы. С помощью этих упражнений вы улучшите кровообращение в мышцах и растянете их.

32 слайд

Описание слайда:

Невропатия IV-го подошвенного пальцевого нерва (мортоновская невралгия) развивается вследствие сдавления этого нерва под связкой, натянутой между головками III и IV плюсневых костей Синдром компрессии общего малоберцового нерва Развивается при длительном прижатии сосудисто-нервного пучка на уровне шейки малоберцовой кости. Часто встречается у лиц, работающих на корточках (на прополке, уборке урожая, у паркетчиков и др.).

33 слайд

Описание слайда:

Тракционно-компрессионный механизм эти синдромы развиваются при длительной гиперэкстензии в метатарзофаланговых суставах с одновременным разведением (для увеличения площади опоры) пальцев стопы. Наблюдается также при ношении обуви на очень высоких каблуках.

34 слайд

Описание слайда:

Профессиональные дискинезии: дискинезии при письме (также при черчении) – заболевание лиц офисного и умственного труда («писчая судорога», «писчий спазм»); дискинезии при работе на клавиатуре. Этой разновидностью болеют пианисты, машинистки пишущих машин, линотиписты, перфораторщики; дискинезия скрипачей и других музыкантов на струнных инструментах; дискинезии губ у музыкантов, играющих на духовых инструментах; представители некоторых профессий могут заболеть двумя разновидностями профессиональной дискинезии.

35 слайд

Описание слайда:

Стеноз и воспаление тыльной связки запястья и шиловидного отростка. Жалобы всегда начинаются с указаний на боль и припухлость в области дистального отдела предплечья со стороны луча - 90% пациентов указывают на шиловидный отросток лучевой кости, как на место наибольшей болезненности и припухлость в начале заболевания. Характер болей описывается больными по-разному. Иногда боль появляется только при движениях первого пальца и кисти, в других случаях она носит постоянный характер и движения усиливают боль. В одних случаях отмечается только местная боль, в других – боли иррадиируют дистально по ходу первого пальца или проксимально до локтя, плечевого сустава, шеи – это иррадиирующие боли, которые отмечаются у большинства (60-75%) больных и часто лишают больных спокойного сна.

36 слайд

Профилактика. Примерно в 50% случаев заболевания опорно-двигательного аппарата не являются наследственными. Это означает, что можно и нужно предпринимать максимальные усилия для предупреждения возникновения заболеваний. Особое внимание профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата нужно уделять людям, входящим в группы риска:

  • Избыточная масса тела
  • Малоподвижный образ жизни
  • Средний и пожилой возраст
  • Нарушение осанки
  • Неблагоприятные профессиональные факторы
  • Врожденный вывих бедра, плоскостопие и др.
  • Эндокринные нарушения
  • Травмы и операции на суставы
  • Профессиональный спорт

Можно выделить несколько направлений в профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата:

  • Физические нагрузки. При движении сустав питается более интенсивно, соответственно, активизируются процессы синтеза суставной ткани. Особенно полезны: езда на велосипеде, плавание с обязательным последующим отдыхом, бег на природе, ходьба с лыжными палками, йога, утренняя зарядка дома.
  • Контроль массы тела. Избыточная масса тела – важный фактор развития и прогрессирования заболеваний опорно-двигательного аппарата. Принято считать, что уменьшение массы тела на 1 кг снижает нагрузку на сустав на 4 кг. Лично мне нравится диета Елены Малышевой. Она не дает «убийственной» нагрузки на организм. Организм поучает все питательные вещества, витамины и микроэлементы, ведь он должен их получать. Это заложено природой. Если человек в чем то себя ограничивает, рано или поздно он сорвется и в результате наберет еще больше., поэтому лучше научится правильно питаться, чем подвергать свой организм периодическим «стрессам».
  • В качестве профилактики возникновения заболеваний суставов рекомендуется употреблять . Эти препараты стимулируют процессы регенерации суставного хряща, обеспечивают его питание и защиту, позволяют сохранить гибкость и подвижность суставов, избежать преждевременного старения суставов.

Профилактика здоровья - это то, чем должен заниматься каждый, кто хочет быть здоровым. Здоровье каждого человека нуждается именно в профилактике и только она позволяет поддерживать здоровье в надлежащем состоянии.

Здоровье опорно-двигательной системы имеет важное значение. Ведь именно она обеспечивает красивую и правильную осанку, защищает внутренние органы, дает возможность свободно передвигаться и принимать различные позы. Увы, но сегодня все больше людей жалуются на боли в руках, ногах и спине, которые ограничивают возможность свободно передвигаться или вовсе приводят к потере некоторых функций локомоторной системы. Поэтому очень важно вовремя обратиться за помощью. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата поможет остановить развитие патологии на ранних стадиях, восстановить утраченные функции и предотвратить хирургическое вмешательство.

Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата является комплексом методов и способов, которые подбираются специалистами индивидуально для каждого пациента. Узнать больше о методиках можно . Причиной появления заболеваний опорно-двигательного аппарата может быть малоподвижный образ жизни и сидячая работа, наличие патологий или травма. Большинство людей с такими болезнями ограничены в передвижении. Поэтому основной целью профилактики является восстановление возможности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

Заболевания опорно-двигательного аппарата можно разделить на болезни спины и болезни суставов. Также они делятся на:

  • первичные заболевания - самостоятельные нарушения, при которых поражается костно-мышечный аппарат;
  • вторичные заболевания - нарушения, которые возникли в результате осложнения других патологических процессов в организме.

Патологические процессы разделяют на такие группы:

  • воспалительные заболевания: ревматический артрит, миозит, остеомиелит и другие;
  • обменно-дистрофические нарушения: артроз, остеохондроз и другие;
  • онкологические заболевания;
  • врожденные пороки;
  • травмы: растяжения, вывихи, переломы и прочее.

Независимо от природы заболевания своевременная профилактика травматизма и заболеваний опорно-двигательного аппарата имеет важное значение и может гарантировать положительный результат. В большинстве случаев пациенту требуется физическая реабилитация.


Когда нужна профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата

Болезни скелетно-мышечной системы лучше предотвратить, чем лечить. Поэтому так важна своевременная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Сегодня все больше людей находится в зоне риска. Основными факторами развития патологий костно-мышечной системы являются:

  • инфекционные, нейроэндокринные и аутоиммунные заболевания;
  • наследственность;
  • неправильное питание пагубные привычки;
  • лишний вес;
  • постоянные физические нагрузки;
  • отсутствие физической активности.

Минимизировать все эти факторы поможет профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата, которую предлагают специалисты медицинского центра восстановительного лечения «Эвексия».

Профилактика патологий опорно-двигательного аппарата: методы и их особенности

Сегодня восстановительная медицина предлагает следующие методы реабилитации и профилактики:

  • Лечебная физкультура, которая включает в себя комплекс общеукрепляющих и специализированных упражнений, направленные на восстановление утраченных функций костно-мышечной системой, а также на повышение выносливости. Занятия на тренажерах позволяют улучшить координацию, чувство равновесия, помогают поддерживать тонус мышц и развивать вестибулярный аппарат.
  • Физиотерапия. Кинезиотерапия, посещение бассейна помогут быстро восстановиться после травмы, восстановить утраченные функции опорно-двигательной системы.

Также возможно медикаментозное лечение. Особое значение играет психологическая поддержка, которая помогает человек быстрее социализироваться и максимально приблизиться к прежнему образу жизни.

Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата состоит из обследования организма, изучения анамнеза и предрасположенностей к тому или иному заболеванию. Своевременное обнаружение факторов риска позволяет минимизировать последствия или вовсе предотвратить развитие патологии. Человек также может самостоятельно снизить риски путем ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, выполнения регулярных физических нагрузок, активного отдыха и сбалансированного питания. Также не нужно забывать о соблюдение питьевого режима, следить за своим весом и проходить плановые обследования у врача.

Профилактика заболеваний

Опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли активными и крепкими. Но, к сожалению, в настоящее время врачи бьют тревогу: состояние здоровья молодого поколения ухудшается год от года. Особенно часто среди детей и подростков стали встречаться различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Неумолимая медицинская статистика свидетельствует, что у 40% детей и подростков отмечаются патологии суставов, а у 80% школьников старших классов имеются нарушения осанки.

Какие же нарушения осанки чаще всего встречаются в детском возрасте?

1. Плоская спина - формируется в том случае, если у ребёнка не выражены физиологические изгибы позвоночника. У такого пациента страдает амортизация при движениях и ходьбе, что является прямой причиной развития заболеваний межпозвоночных дисков. В этом случае помочь может лечебная физкультура, лечение позой и положением, а также специальные корсеты.

2 . Вялая осанка - при этом виде нарушения у ребёнка опущены и сведены вперёд плечи, наблюдается переразгибание в пояснице, мышцы брюшного пояса ослаблены. При этом в начальных стадиях осанка исправляется при выведении плечевого пояса в нормальное положение. Это нарушение также хорошо корректируется занятиями физкультурой.

3. Круглая спина - не исправляется, если попытаться "расправить" плечи, так как при этом виде нарушения осанки изменения возникают уже на уровне тел позвонков. Могут страдать даже внутренние органы - сердце и лёгкие (при выраженной деформации). В этом случае полностью устранить нарушение осанки, к сожалению, не удастся, но упомянутые уже занятия лечебной физкультурой и ношение специального корсета способны замедлить прогрессирование заболевания.
Кроме перечисленных выше видов нарушений осанки, довольно распространён среди детей и сколиоз - это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам. Осложнения не леченого сколиоза: деформация грудной клетки, ограничение функций лёгких, сердечная недостаточность (из-за повышенного давления со стороны грудной клетки), холецистит, простатит, бронхиальная астма.

Нарушения осанки приводят к повышению нагрузки на тазобедренный сустав и свод стопы, формируя плоскостопие - изменение формы , характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Плоскостопие предрасполагает к развитию . Боли в стопах, коленях, бедрах, спине. Неестественная походка и осанка. Легче согнуться, чем присесть на корточки; присев, тяжело удержать равновесие. «Тяжелая» походка, косолапие при ходьбе. Тошнота и рвота. Деформированные стопы (плоская стопа, искривленные, непропорциональной длины пальцы ног, «косточка» на большом пальце, безобразно широкая стопа). Колени (прогнутые наружу или внутрь); бедра (вывернутые), непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног и голени.

Искривление осанки это далеко не безобидная патология, грозящая лишь косметическим дефектом. Она приводит к тому, что в межпозвонковых хрящах начинают происходить дегенеративные изменения, что ведет к ущемлению нервных волокон, кровеносных сосудов питающих спинной и головной мозг. В итоге даже у детей может диагностироваться остеохондроз .

Остеохондроз - комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах . Может развиваться практически в любом суставе , но чаще всего поражаются межпозвоночные диски . В зависимости от локализации выделяют шейный, грудной и поясничный остеохондроз.

Отрицательно сказываются на дисках нерациональная и несимметричная работа мышц позвоночника , а именно: при неправильных привычных позах, при недостаточной разминке, при ношении сумок на плече, при использовании мягких подушек и матрацев.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература:

  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
  2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
  3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.

Травмы опорно-двигательного аппарата относятся к числу распространенных, и происходят при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении, при автомобильной аварии.

Основные виды травм:

Переломы; Вывихи; Растяжения или разрывы связок; Растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Перелом - это нарушение целостности кости.

При закрытом переломе, кожный покров остается неповрежденным.

Для открытого перелома характерно наличие раны, например, в результате выхода наружу фрагментов сломанных костей. Открытый перелом более опасен, так как существует риск занесения инфекции в рану или потери крови.

Вывих - это стойкое смещение суставных концов сочленяющихся костей за пределы их физиологической подвижности; проявляется болью и выраженным нарушением функции сустава (невозможность совершения движении).

Растяжение связок происходит, при выходе кости за пределы обычной амплитуды движения. Тяжелые формы растяжений обычно вызывают сильную боль при малейшем движении сустава. Наиболее распространенными являются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья. Сустав после растяжения или разрыва связок может стать менее устойчивым, что повышает вероятность повторной травмы.

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызывается подъемом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространенными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.

Признаки и симптомы травмы:Боль; Болезненность при ощупывании места травмы; Припухлость; Невозможность выполнения обычных движений;

Изменение цвета кожи в месте травмы; Деформация конечности; Наружное кровотечение;

Ощущение хруста в костях или щелкающий звук в момент получения травмы.

Мероприятия первой помощи:

Следует избегать любых движений, вызывающих боль. Помогите пострадавшему принять наиболее удобное для него положение. При подозрении на перелом оставьте пострадавшего в том же положении, в котором вы его обнаружили.

Обеспечение неподвижности (иммобилизация) поврежденной части тела.

Это необходимо только в том случае, если вы не ожидаете быстрого прибытия «Скорой помощи», или если намерены транспортировать пострадавшего самостоятельно.

До прибытия «Скорой помощи», вы можете зафиксировать поврежденную часть тела пострадавшего своими руками или другими предметами, например, подушками, одеялами, одеждой.

Иммобилизация поврежденной части направлена на:

Уменьшение боли;

Предотвращение дополнительных травм;

Уменьшение риска возможного кровотечения;

Уменьшение вероятности нарушения кровообращения в поврежденной части тела;

Предотвращение перехода закрытого перелома в открытый.

Фиксация поврежденной части может производиться путем наложения шины, поддерживающей повязки или бинтованием.

Шины бывают мягкими, жесткими и анатомическими.

В качестве мягких шин можно использовать сложенные одеяла, полотенца, подушки, поддерживающие повязки или бинты.

Поддерживающая повязка представляет собой косынку, которая завязывается сзади для обеспечения опоры поврежденной руке (например, запястью или кисти).

Туго свернутая материя или бинт успешно может быть использована для иммобилизации небольших частей тела (например, кисти или пальцев).

К жестким шинам относятся дощечки, полоски металла, картон, сложенные журналы и т.п. При анатомических шинах в качестве опоры используется тело самого пострадавшего. Например, поврежденная рука может быть прибинтована к груди пострадавшего, нога - к здоровой ноге.

Шина: Накладывается без изменения положения поврежденной части тела; Должна охватывать как область повреждения, так и суставы, расположенные выше и ниже области травмы; До и после наложения шины убедитесь в сохранности нормального кровообращения в поврежденной части тела; Уточните у пострадавшего, не немеют ли у него кончики пальцев поврежденной конечности; осмотрите их сами: они должны быть теплыми на ощупь и иметь розовый цвет в области ногтевой пластины; при жалобах на онемение, следует ослабить повязку; Зафиксируйте шину выше и ниже места повреждения.

Холод. При любой травме, за исключением открытого перелома, прикладывайте что-нибудь холодное (лед, замороженные продукты из морозильной камеры и т.д.) к месту повреждения. Холод помогает облегчить боль и уменьшить отечность, так как способствует сужению кровеносных сосудов. Обычно «холод» прикладывается на 15 минут через каждый час, при необходимости, это выполняется на протяжении первых двух суток после травмы.

Приподнятое положение. Поднятие поврежденной области помогает замедлить кровоток, что уменьшает припухлость. Поэтому, при возможности приподнимите поврежденную конечность выше уровня сердца.

Не следует приподнимать поврежденную конечность до тех пор, пока не будет наложена шина, или если это вызывает усиление боли.

Если вы считаете, что создалась угроза для жизни пострадавшего, не перевозите его самостоятельно - немедленно вызывайте «Скорую помощь».

Вывих.

Вывих - это смещение суставных концов костей, частично или полностью нарушающее их взаимное соприкосновение.

Понять, что это вывих, можно по неестественному расположению конечности и отсутствию полной подвижности сустава. Естественно, пострадавший испытывает сильные болевые ощущения. При этом часто наблюдается отёчность сустава, кровоизлияние в него. Не пытайтесь вправить вывих самостоятельно - этого нельзя допускать ни в коем случае! Вывихнутую конечность необходимо срочно зафиксировать в наиболее безболезненном для пострадавшего положении. С этой целью на повреждённый сустав наложите плотную повязку, а сверху прикрепите шину (лучший вариант - проволочная!). Это и будет первой необходимой помощью при травме-вывихе

Ушиб (контузия) - механическое повреждение тканей без нарушения целости кожи. В зависимости от силы удара и локализации травмы возникают различные по тяжести ушибы: от небольших, не нарушающих функций, до обширных повреждений, опасных для жизни (например, ушиб мозга, сердца, живота с повреждением внутренних органов).

Симптомы, течение. Боль, припухлость, кровоподтек. Осложнения: повреждение внутренних органов, нервов, сосудов. Особенно важно исключить закрытое повреждение внутренних органов.

При обширных ушибах и малейшем подозрении на травму внутренних органов показана срочная госпитализация и лечение. При неосложненных ушибах в первые дни назначают холод, покой, а затем тепло.

Растяжение (дисторсия) - повреждение связок, мышц, сухожилий и других тканей без нарушения их анатомической целости. Чаще всего наблюдается растяжение связок голеностопного или коленного сустава. Патологоанатомические изменения при растяжении заключаются в надрыве отдельных волокон связок с кровоизлиянием в их толщу. Эта форма травматического повреждения возникает при чрезмерном механическом воздействии на сустав (удар, падение, переразгибание, подвертывание), приводящем к перенапряжению сустава как единого целого и его составляющих (суставная сумка, связки).

Признаки растяжения: появление внезапных сильных болей, припухлости, нарушение движений в суставах, кровоизлияние в мягкие ткани. При ощупывании места растяжения проявляется болезненность.

Первая помощь предусматривает обеспечение покоя пострадавшему, иммобилизация раненого сустава. Для этой цели при небольшой опухоли можно применить эластичный бинт. Если есть жидкость Бурова, то ее можно использовать для приготовления компресса, так как этот препарат уменьшает опухоль. При любом растяжении необходимо обратиться за помощью к врачу - травматологу, так как при таком повреждении не исключается трещина кости.

Перелом - это нарушение целости кости, вызванное насилием или патологическим процессом. Открытые переломы характеризуются наличием в области перелома раны, а закрытые характеризуются отсутствием нарушения целостности покровов (кожи или слизистой оболочки). Следует помнить, что перелом может сопровождаться осложнениями: повреждением острыми концами отломков кости крупных кровеносных сосудов, что приводит к наружному кровотечению (при наличии открытой раны) или внутритканевому кровоизлиянию (при закрытом переломе); повреждением нервных стволов, вызывающим шок или паралич; инфицированием раны и развитием флегмоны, возникновением остеомиелита или общей гнойной инфекции; повреждением внутренних органов (мозга, легких, печени, почек, селезенки и др.).

Признаки перелома: сильные боли, деформация и нарушение двигательной функции конечности, укорочение конечности, своеобразный костный хруст.

При переломах черепа будут наблюдаться тошнота, рвота, нарушение сознания, замедление пульса, признаки сотрясения (ушиба) головного мозга, кровотечение из носа и ушей.

Переломы таза всегда сопровождаются значительной кровопотерей и в 30% случаях развитием травматического шока. Такое состояние возникает в связи с тем, что в тазовой области повреждаются крупные кровеносные сосуды и нервные стволы. Возникают нарушения мочеиспускания и дефекации, появляется кровь в моче и кале.

Переломы позвоночника - одна из самых серьезных травм, нередко заканчивающаяся смертельным исходом. Анатомически позвоночный столб состоит из прилегающих друг к другу позвонков, которые соединены между собой межпозвонковыми дисками, суставными отростками и связками. В специальном канале расположен спинной мозг, который может также пострадать при травме. Весьма опасны травмы шейного отдела позвоночника, приводящие к серьезным нарушением сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При повреждении спинного мозга и его корешков нарушается его проводимость.

Первая помощь при переломах костей должна включать остановку кровотечения, обезболивание, наложение повязки при наличии раны и транспортную иммобилизацию.

Иммобилизация - это создание условий для неподвижности поврежденной части тела. Иммобилизация обязательно должна быть применена при переломах костей, суставов, повреждении нервов, крупных сосудов, обширных повреждениях мышц, ожогах большой площади тела. В этих ситуациях движения, которые совершает пациент произвольно, или непроизвольно при транспортировке могут нанести вред его здоровью.

Транспортная иммобилизация - это создание неподвижности конечности на время, необходимое для доставки пациента в травмопункт или больницу. Она позволяет избежать дальнейшего повреждения окружающих место перелома сосудов, нервов, мягких тканей острыми костными отломками и, таким образом, уменьшает опасность развития травматического шока, значительной кровопотери и инфекционных осложнений. Транспортная иммобилизация накладывается на несколько часов, иногда на несколько дней, если стационар оказывается далеко от места происшествия.

Иммобилизация сломанных конечностей проводится при помощи табельных шин:·лестничных ·проволочных ·фанерных ·сетчатых.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.