Скачать презентацию готический стиль архитектуре. Презентация на тему "готическое искусство". Памятники готической архитектуры

Слайд 2

Слайд 3

Готика

Готический стиль - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д. Готика. Происхождение термина

Слайд 4

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т.н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века. Готика. Происхождение термина

Слайд 5

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XV-XVI века применяется термин «неоготика». ПРИМЕЧАНИЕ: В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»), а также сцены («готик-сцена»). Готика. Происхождение термина

Слайд 6

Происхождение термина

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готика. Происхождение термина

Слайд 7

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику. Готика. Происхождение термина

Слайд 8

Архитектура

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний Архитектура

Слайд 9

Витражи

Архитектура

Слайд 10

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми. Архитектура

Слайд 11

Планы храмов

Архитектура

Слайд 12

Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному... Камень за камнем, все выше и выше - метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной. Архитектура

Слайд 13

Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Нервюры становились декоративной игрой узоров свода, из камня выкладывались якобы конструктивные элементы, не несущие физической нагрузки, в точках пересечения нервюр наподобие фантастических каменных цветов распускались крестоцветы, башенки - фиалы - появлялись в самых неожиданных местах. Архитектура

Слайд 14

В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «NotreDame». Трудно сказать точнее о мистическом превращении архитектурной конструкции: Где римский судия судил чужой народ – Стоит базилика, – и радостный, и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план! Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран... Архитектура

Слайд 15

Схема храма

Архитекура

Слайд 16

Известные архитектурные памятники

Собор Парижской Богоматери, 1163 г. - XIV в. Собор в Шартре XII-XIV вв. Известные архитектурные памятники

Слайд 17

Собор в Амьене. 1220-1288 Собор в Реймсе, 1211-1330 гг. Известные архитектурные памятники

Слайд 18

Кёльнский собор 1248 г. - XIX в. В Германии Вестминстер XII-XIV вв. в Лондоне Известные архитектурные памятники

Слайд 19

Собор в Солсбери 1220-1266 гг. (Англия) Собор в Глостере XI-XIV вв. Известные архитектурные памятники

Слайд 20

Миланский собор, 1386-XIX ПРИМЕЧАНИЕ: В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии. Известные архитектурные памятники

Слайд 21

Ка д’Оро (итал. Ca" d’Oro) – (Золотой дом) в Венеции. Известные архитектурные памятники

Слайд 22

Скульптура

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Скульптура

Слайд 23

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия Скульптура

Слайд 24

Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Скульптура

Слайд 25

Живопись

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х гг., а в Италии позднее всего - около 1300 г. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Живопись

Слайд 26

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416). Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса. Живопись

Слайд 27

Мода

Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры), и остроносые ботинки эту тенденцию подчеркивали. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Мода

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Готика

Слайдов: 25 Слов: 267 Звуков: 1 Эффектов: 1

«Осёл читает проповедь волкам». Скульптура капители. Собор в Парме. Вита. Прага. Палаццо Венньо во Флоренции. «Успение Богородицы». Собор. Страсбург. Западный фасад собора Нотр-Дам. 1163-1250. Париж. Собор Нотр-Дам, вид с юго-востока. Собор Нотр-Дам. Западный фасад. 1145-1220. Шартр. Собор в Солсбери. 1220-1270. Распятие. Собор в Нюрнберге. 1240-1250. Собор в Милане. Начат в 1386 г. Собор в Бургосе. Испания. XIII-XVI. Братья Лимбург. «Св. Иоанн на Патмосе». Страница из «Роскошного часослова Герцога Беррийского». 1411-1416. Музей Конде. Шантийи. Х.Мульчер. Богоматерь с младенцем. 1437. Фрагмент. - Готика.ppt

Готика в Европе

Слайдов: 22 Слов: 1576 Звуков: 0 Эффектов: 0

Готика в средневековой Западной Европе. Происхождение термина «готика». Готическое искусство было культовым по назначению и Религиозным по тематике. Система аркбутанов и контрфорсов. Архитектура. Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Собор в Реймсе. Франция. Ффасад полностью покрыт рельефами, витражи оказывают неизгладимое впечатление на очевидцев. Реймсский собор. Шартрский собор. Германия. Все прочее сооружено в 1842–1880 в соответствии с первоначальным проектом, обнаруженным в 1841. - Готика в Европе.ppt

Готический стиль

Слайдов: 23 Слов: 534 Звуков: 0 Эффектов: 17

Архитектура средневековья. Готический стиль. Готический храм – каменная книга средневековья. Франция. Шартр. Шартрский собор. Шартр - небольшой город на севере Франции. Собор господствует над городом. Длина храма 130 м, высота – 36 м. Собор был построен в нач. XIII в. (основные строительные работы были выполнены в течение 30 лет). Интерьер храма. Покров Девы Марии. Скульптуры южного фасада. Порталы северного фасада. Один из витражей собора. Готическая капитель. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам). Строительство началось в 1163, закончилось в 1345году. Основные черты. 1.Высотность. - Готический стиль.ppt

Готическое искусство

Слайдов: 25 Слов: 1803 Звуков: 0 Эффектов: 0

Готический стиль в архитектуре Средневековья. Происхождение готики. Знания о готическом художественном стиле. Готика. Монахи. История. Стиль готики. Структура здания. Боковой распор свода. Готические памятники. Собор Парижской Богоматери. Собор в Шартре. Зрелый стиль. Реймский собор. Большие соборы. Кёльнский собор. Претенциозность. Интерес к реальным природным формам. - Готическое искусство.pptx

Псевдоготический стиль

Слайдов: 13 Слов: 203 Звуков: 0 Эффектов: 0

Задачи: Посетить, изучить и сфотографировать поместье. Изучить материалы школьного музея с. Каргашино. Изучить материалы по теме «Псевдоготика. Цели и задачи: В своей работе я использовала методы: сравнения, наблюдения, опроса, сравнительного анализа. Я собрала краеведческий материал. Методы. Здания в псевдоготическом стиле: Каргашино. Конный завод, XIX в. Остатки конного завода. Казаков М.Ф. Баженов В.И. Строители: Царицыно Конный завод. Сравнение. Владелец: - Псевдоготический стиль.pptx

Готический стиль Средневековья

Слайдов: 20 Слов: 1107 Звуков: 0 Эффектов: 0

ДПИ и народные промыслы. Стили Средневековья. Стили, входящие в группу средневековых. Вопросы на повторение. Проверь себя. Орнамент. Готический стиль. Стилистические особенности. Особенности мебели. Высокие потолки. Декор. Орнаментация. Основные мотивы. Контрольные вопросы. Практическое задание. Пример выполнения зарисовки. Рейтинговая оценка. Оценка результата. - Готический стиль Средневековья.ppt

Готика в архитектуре

Слайдов: 17 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 55

Готика. Готика – художественный стиль. Собор Сен-Дени. Стрельчатая арка – основной элемент готической архитектуры. Аркбутан - элемент готической архитектуры. Контрфорсы. Нервюрный свод, витражи и апсида. Круглой формы окно над входом в храм называется «готическая роза». Витраж собора Нотр-Дам в Шартре. «Королевские врата» собора Нотр – Дам в Шартре. Готическая архитектура XVв. Великобритания. Италия. Золотой дворец. Германия. Готическая скульптура. - Готика в архитектуре.ppt

Готическая архитектура

Слайдов: 11 Слов: 185 Звуков: 0 Эффектов: 0

Миланский собор. Готическая архитектура. Миланский собор - крупнейшее создание готической архитектуры в Италии. Строительство продолжалось в XV- XVI веках. Башня со шпилем над средокрестием, увеличившая высоту собора до 108,5 метра, была возведена в 1765-1769 годах, а фасад заканчивался в XIX веке. Интерьер собора, длина которого достигает 148 метров, а ширина 57,5 метра, разделен на пять нефов пятьюдесятью двумя огромными пучкообразными столбами. Когда входишь внутрь, то оказываешься как бы в гигантском лесу, полумрак которого то здесь, то там прорезают разноцветные полосы света, падающего из витражей. - Готическая архитектура.ppt

Готический стиль в архитектуре

Слайдов: 13 Слов: 956 Звуков: 0 Эффектов: 25

Средневековье. Готический стиль. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca» (итал. «немецкая»). Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. В 1136-1140 гг. под руководством аббата Сугерия (Сюжера; франц. Одновременно (ок. 1133 г.) новую конструкцию свода применяют в соборе г. Дарема в Англии. Аббат Сугерий был одним из самых образованных людей своего времени. На Западе со временем преобладающими стали удлиненные базилики с планом в форме латинского креста. - Готический стиль в архитектуре.ppt

Готическая архитектура Западной Европы

Слайдов: 64 Слов: 1111 Звуков: 1 Эффектов: 170

Путешествие в прошлое…. Западная Европа. Готическое искусство. Путешествие во Францию. Нотр-Дам де Пари. В храм ведут 3 входа портала. Центр западного фасада украшает окно-роза. Собор в Шартре. С западной стороны к собору примыкают две колокольни. Наружное и внутреннее убранство собора. Порталы северного фасада. Шартр - один из немногих соборов, который сохранил свое остекление. Около ста сюжетов из жизни королей. Окна с изображением Богоматери. В центре собора пол выполнен в виде вписанного в круг. Первый в истории Франции собор, посвященный Деве Марии. Собор в Реймсе. - Готическая архитектура Западной Европы.ppt

Особенности готического стиля в архитектуре

Слайдов: 23 Слов: 495 Звуков: 0 Эффектов: 86

Уникальное соединение. Ранняя готика. Аркбутан. Витражное убранство. Собор Парижской Богоматери. Золотой реликварий. Миланская мадонна. Распятие Геро. Палаццо Санта-София. Кентерберийский собор. Центральный неф собора. Художественный стиль. - Особенности готического стиля в архитектуре.pptx

Готический стиль в архитектуре Средневековья

Слайдов: 30 Слов: 1033 Звуков: 0 Эффектов: 6

Зрелое Средневековье. Готическое искусство. Города. Ратуша. Ратуша - здание городского самоуправления. Собор – центр городской жизни. Каменотёс. Почему по ощущениям готические храмы такие просторные, светлые внутри. Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей. Аркбутан – открытая полуарка, передающая на контрфорс тяжесть свода. Скульптурное и живописное убранство соборов. Портал – вход в собор. Скульптура готического периода. На какой из этих фотографий портал XIVвека, а на какой XX-ого. Лиризм образов и жизненная правдоподобность. - Готический стиль в архитектуре Средневековья.ppt

Готические соборы

Слайдов: 11 Слов: 823 Звуков: 0 Эффектов: 0

Готические соборы Средневековья. Происхождение термина. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Наиболее известные архитектурные памятники. Собор Парижской Богоматери. Собор в Шартре. Скульптура. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. - Готические соборы.ppt

Соборы в готическом стиле

Слайдов: 48 Слов: 3110 Звуков: 0 Эффектов: 0

Готический собор. Образ мира. Архитектурный стиль. Готика. Происхождение термина «готика». Характеристика архитектурного готического стиля. Характерные черты. Устройство собора. Строительство собора. Первоначальный проект. Метровый шпиль. Известные готические соборы. Палаццо Дожей. Собор. Роль собора в жизни людей. Иисус Христос. Семь таинств. Миланский собор. Пучкообразные столбы. Витражи. Позолоченная мадонна. Святой гвоздь. Многочисленные шпили и башенки. Скульптуры. Белый мрамор. Шпили. Церковь аббатства Сен-Дени. Собор в Шартре. Собор в Реймсе. Собор в Амьене. Собор Парижской Богоматери. -





























1 из 28

Презентация на тему: Готическое искусство

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Готический стиль - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д. Готический стиль - период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру и т. д.

№ слайда 4

Описание слайда:

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т.н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию проникновение готики шло позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т.н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

№ слайда 5

Описание слайда:

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XV-XVI века применяется термин «неоготика». К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным позднее XV-XVI века применяется термин «неоготика». ПРИМЕЧАНИЕ: В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения субкультуры («готическая субкультура»), в том числе музыкального направления («готическая музыка»), а также сцены («готик-сцена»).

№ слайда 6

Описание слайда:

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским».

№ слайда 7

Описание слайда:

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

№ слайда 8

Описание слайда:

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение. С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному... Камень за камнем, все выше и выше - метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной. Архитектура готического собора - символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному... Камень за камнем, все выше и выше - метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной.

№ слайда 13

Описание слайда:

Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Нервюры становились декоративной игрой узоров свода, из камня выкладывались якобы конструктивные элементы, не несущие физической нагрузки, в точках пересечения нервюр наподобие фантастических каменных цветов распускались крестоцветы, башенки - фиалы - появлялись в самых неожиданных местах. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Нервюры становились декоративной игрой узоров свода, из камня выкладывались якобы конструктивные элементы, не несущие физической нагрузки, в точках пересечения нервюр наподобие фантастических каменных цветов распускались крестоцветы, башенки - фиалы - появлялись в самых неожиданных местах.

№ слайда 14

Описание слайда:

В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame». Трудно сказать точнее о мистическом превращении архитектурной конструкции: В сборнике О. Мандельштама «Камень» (1913) есть стихотворение «Notre Dame». Трудно сказать точнее о мистическом превращении архитектурной конструкции: Где римский судия судил чужой народ – Стоит базилика, – и радостный, и первый, Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план! Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран...

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой. Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства.

№ слайда 25

Описание слайда:

Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х гг., а в Италии позднее всего - около 1300 г. Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии - в 1220-х гг., а в Италии позднее всего - около 1300 г. Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

№ слайда 26

Описание слайда:

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416). Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416). Период интернациональной готики явился переходным к живописи Проторенессанса.

№ слайда 27

Описание слайда:

Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры), и остроносые ботинки эту тенденцию подчеркивали. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху (атуры), и остроносые ботинки эту тенденцию подчеркивали. Наиболее популярным и дорогим цветом был жёлтый, считавшийся мужским.

Го́тика - период в
развитии
средневекового
искусства,
охватывавший
почти все области
материальной
культуры и
развивавшийся на
территории
Западной,
Центральной и
отчасти Восточной
Европы с XII по XV
век.

Слово происходит от
итал. gotico -
непривычный,
варварский. Готика
завершила развитие
европейского
средневекового
искусства, возникнув
на основе
достижений
романской культуры.

Готическое искусство
было культовым по
назначению и
религиозным по
тематике. Оно
обращалось к высшим
божественным силам,
вечности, христианскому
мировоззрению.

Готический стиль в основном проявился в
архитектуре храмов, соборов, церквей,
монастырей.

В отличие от
романского стиля с его
круглыми арками,
массивными стенами и
маленькими окнами,
для готики характерны
арки с заострённым
верхом, узкие и
высокие башни и
колонны, богато
украшенный фасад с
резными деталями и
многоцветные
витражные
стрельчатые окна.

Почти вся
архитектура
готических
соборов
обусловлена
одним главным
изобретением
того времени -
новой каркасной
конструкцией, что
и делает эти
соборы легко
узнаваемыми.

Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Средневековые
мастера часто
придавали
фигурам
неестественные
позы и жесты для
того, чтобы
сильнее передать
такие религиозные
чувства, как вера в
бога или раскаяние
в грехах.

Статуи и живописные изображения «святых»
были непомерно вытянуты или сильно
укорочены.

Живопись готического стиля с ее монументальными
особенностями представлена витражом.

Для изображений используется человеческий образ.

Если в XI веке витраж просто использовался как
окно для освещения, то уже в XIII веке он считается
предметом украшения внутренней части здания.

Роза- круглое окно в готических постройках

МАСВЕРК - готический орнамент, основанный на сложном
переплетении прямых
и дугообразных линий.
Используется как в архитектуре, так и в декоративноприкладном искусстве готики.

Главные особенности готического стиля:
-вертикальность композиций, устремленность ввысь;
-органическая связь архитектуры и скульптуры;
-стрельчатые (а не полукруглые) арки;
-обширные интерьеры с огромными прорезными
окнами с витражами;
-пышный декор с использованием золотой краски,
резьбы по дереву, раскрашенной религиозной
скульптуры.

Наиболее известные готические сооружения-
Аббатство Сен-Дени в северном
пригороде Парижа, главный
монастырь средневековой
Франции
Собор Парижской Богоматери

Гордеева Елизавета и Рулёва Анастасия.

Проектно-исследовательская работа по теме "Готика". В презентации расскрыты основные особенности готического искусства, на примере нескольких архитектурных сооружений-готических храмов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект на тему: «Готический храм – образ мира»

Значимость данной темы в искусстве Тема готический архитектуры актуальна в наши дни. Прекрасные готические соборы, построенные во Ф ранции, Германии и Италии, и по сей день привлекают множество туристов. Возникнув в середине 12 века, этот стиль архитектуры и сейчас представляет интерес как для архитекторов,так и для простых любителей искусства. Сущность христианской церкви выражается в ее внутреннем убранстве. Готический стиль возвел создание христианских храмов на наивысшую ступень его развития,т.к. ни в каком другом архитектурном стиле интерьер церкви не получил такого преимущественного значения перед экстерьером, как в готическом. Именно поэтому мы выбрали эту тему для нашего проекта.

Возникновение готики. Своим названием готический стиль обязан Вазари, итальянскому историку искусств 16 столетия. Для этого писателя прилагательное «готический» или «готский» было равносильно эпитету «северно-варварский». Готика заимствована из Византии. Позднейшие попытки дать стилю более правильное название, руководствуясь его происхождением, как германский или французский,или же на основании одной из его особенностей, как стрельчатый стиль, не имели успеха. Благодаря своей нейтральности название «готический» сделалось общеупотребительным. Самая первая церковь,построенная в готическом стиле - церковь аббатства Сен-Дени в Париже. Церковь построена в 1144-1173 годах.

Церковь аббатства Сен-Дени Эта церковь несет в себе множество элементов готической архитектуры, еще не дошедшей здесь до своего полного развития. Древнее аббатство Сен-Дени посвящено святому Дионисию (Сен-Дени - святой Денис, Дионисий) - «святому патрону и апостолу Франции». Подобно многим храмам раннего Средневековья, здание церкви, как и все аббатство, напоминало небольшую крепость: зодчие предусмотрительно постарались совместить в прочной каменной постройке функции храма и оборонительного замка. Кровли церкви венчали крепостные зубцы, а перед порталом на расстоянии двенадцати метров шел ров, наполненный водой. Подъемный мост, переброшенный через ров, вел к воротам аббатства, защищенным двумя башнями. Официальной датой завершения строительства церкви Сен-Дени считается 1281 год. Но на протяжении многих столетий вокруг главного здания храма строились часовни-капеллы, производились многочисленные «поправки» и достройки, в результате чего церковь Сен-Дени сохранила лишь часть своего первоначального облика. Реставрация церкви Сен-Дени проводилась в 1846-1870-м годах и с конца 1930-х по 1960-е годы.

Развитие готики Классическая стадия развития искусства готического стиля, так называемая «Высокая классика», приходится на годы правления Людовика IX Святого (1226-1270), поздняя – Карла V и Карла VII Валуа. В 14 – 15 вв. Готический стиль проник в Северную Италию. Готика явилась результатом длительной, многовековой эволюции Средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Ее позднейшая разновидность так и называется стилем интернациональной готики. Основой готического стиля была архитектура, церковное строительство, связанное с возвышенными идеями христианства. В Византии строились крестово-купольные храмы, на Западе – базилики в форме латинского креста. В связи с усложнением требований, предъявляемых к архитектуре церквей – увеличению внутреннего объема и его выразительности, строители пытались ослабить нагрузку на стены, перекрывая интерьер так называемыми крестовыми сводами, получаемыми от пересечения двух полуцилиндров под прямым углом. В поисках путей облегчения свода строители укрепляли его каркас, делая заполнение более тонким. Постепенное облегчение стен и перенос тяжести свода на внутренние опоры здания привели к появлению так называемого «переходного стиля», предшественника готики.

Характерные черты готики Главная черта готического стиля – переход от выражения конструкции к ее изображению. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор позволяли перекрывать гигантские пространства, увеличивать высоту здания и освобождать стены от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены прорезывались огромными окнами, интерьер храма становился высоким и светлым. Так технологическая необходимость породила новую конструкцию, а та, в свою очередь, оригинальный художественный образ. Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, устремление ввысь, к небу. Входя в готический собор, человек видит ряд тонких колонн, а над ними – ребра сводов, которые как будто парят в небе. Зрительная конструкция здания здания не совпадает с реальной. Зрительный образ выражает идею Вознесения, устремления души к небу, к слиянию с Богом. В искусстве Готики предмет, форма, объем – символ идеи бесконечности. Собор наполнен скульптурой и снаружи, и внутри. В одном соборе могло быть около двух тысяч различных скульптур.

Оформление соборов В отличие от романского стиля, в готических соборах вертикаль становится окончательно преобладающей, для чего используются треугольные вимперги – шпили над порталами и окнами, маскирующие горизонтальные разделения фасадов. Витраж заменяет традиционную роспись и мозаику, вся стена превращается в огромное окно. В готических витражах преобладают красные, синие и фиолетовые краски, а также черный, оранжевый, белый цвета. Переплеты витража имели принципиальное значение – своими узорами они снимали ощущение плоской стены. Готические художники умело уничтожали конструктивность, ощущения целостности и замкнутости.

Скульптура и орнамент отрываются от плоскости стены и становятся все более натуралистичными. В большинстве статуй появляется особенный изгиб, очень мягкая, пластичная линия, получившая название «Готической кривой». К раскрашенным статуям относились, как к живым: фигурам святых поклонялись, а изображения адских сил и фантастических чудовищ наводили ужас. С готической скульптурой связано искусство деревянных резных алтарей. Они открывались, состояли из нескольких створок, украшенных скульптурой, ярко расписывались и золотились. Интерьеры дополнялись резной деревянной мебелью. В основе готического орнамента лежали простые фигуры – круг, треугольник, вычерчиваемые с помощью линейки и циркуля. Орнамент, построенный на сочетании этих фигур, называется масверк (от нем. работа по нанесенным размерам).

Собор Святого Вита в Праге Собор Святого Вита (полное название: кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтех а) - готический католический собор в Пражском Граде, место пребывани я архиепископа Пражского. Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии. В приделах собора погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии. Первый храм, как считается, был заложен еще святым Вацлавом в 925 году. В XI веке на этом месте была заложена трехнефная базилика. Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест и Карл IV, король Чехии. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей. Закончено строительство храма в 1929 году.

Оформление собора Уже больше 600 лет крыши Пражского Града приобретают особое очарование благодаря чудесным, старинным шпилям собора святого Вита. Внутри открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл. Трехнефное пространство храма с величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему периметру. На нем размещены бюсты основателей и первых строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов. Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы.

Черты готики в соборе На западной стороне возвышаются две неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Три портала кафедрального собора богато украшены скульптурами, каменными и бронзовыми рельефами. В интерьере собора Святого Вита все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, льющиеся через них лучи света, окрашенные цветными стеклами витражей, создают в соборе постоянное ощущение солнечного дня. Часть витражей выполнена по эскизам известного чешского художника рубежа XIX-XX веков Альфонса Мухи.

Миланский собор Миланский собор (итал. Duomo di Milano) - кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали доделывались и позже: вплоть до 1965 года. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии. Всемирно известная пятая по величине церковь в мире (после соборов в Ямусукро, Риме, Лондоне и Севилье) расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетённых вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный …

Миланский собор Он четвёртый по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Севильского собора в Севилье. По вместимости уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов - только собору Святого Петра в Риме. Одних только статуй в соборе насчитывается 3400. Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился несколько веков: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 году при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 году Карлом Амати, утвердил Наполеон в 1805 году. Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа - 92 м, высота шпиля - 106,5 м. Собор может вместить до 40 000 человек.

Интерьер собора Внутри собор огромен и торжественен. Величественные своды опираются на могучие колонны, теряющиеся в таинственном полумраке, создаваемом многочисленными цветными витражами. В праздничные дни собор, заполненный народом, не выглядит тесным - кажется, что он огромен. К Миланскому собору более всего подходит определение «великий». Впрочем, он велик не только размерами и обликом, но и всей своей многовековой историей, и своей ролью в жизни Милана в разные эпохи, и своим неслыханным по щедрости убранством, напоминающим музей мраморной скульптуры. Не зря же даже в Италии, чрезвычайно богатой памятниками культуры и искусства мирового значения, Миланский собор называют «восьмым чудом света».

Оформление собора Над алтарём собора находится гвоздь, который, как говорят, был привезён с распятья Христа. Главная достопримечательность внутри собора - золотая статуя покровительницы Милана (« La Madonnina »). К достопримечательностям интерьера надо отнести мавзолей Джан Джакомо Медичи (1563 год), деревянные хоры, порфировую египетскую ванну IV века, которую используют как крестильную купель. Ошеломляет статуя христианского мученика Святого Варфоломея, с которого живьём содрали кожу. Первые шесть окон стены правого нефа забраны витражами XV века - самыми древними в этой базилике. Снаружи и внутри собор украшают более чем три с половиной тысячи мраморных скульптур, среди которых наиболее известна «Золотая Мадонна», увенчивающая центральный портал собора на высоте 108,5 м.

Черты готики в соборе Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец - Симоне де’Орсениго. Строительство началось в 1386 году. Пламенеющая готика – это поздний вид архитектурного готического искусства, популярный в Европе в XV веке. Произошел от т.н. лучистой готики, основным его отличием является особый интерес и внимание к изысканным и мелким украшениям фасада здания. Все они похожи на языки пламени, фронтоны удлинены, шпили заострены и направлены вверх. Глядя на здание, создается впечатление, что все оно словно «тянется» в небо. Лепнина на фасаде очень изысканная, похожая на кружево, с множеством завитков и колечек. Белый мрамор еще более добавляет зданию невесомости и легкости.

Заключение Готический храм действительно является прообразом мироздания. Соборы как бы стремятся вверх, этот эффект достигается за счет огромных окон, витражей, тянущихся в высоту башенок, шпилей и арок. Такое оформление заставляет человека почувствовать себя ближе к Богу, его мысли устремляются к куполу гигантского собора. В таких местах всегда проще сконцентрироваться на молитве. Готические соборы достигают огромных размеров. Они строились такими для того, чтобы вмещать большее количество народа во время служб и праздничных церемоний. Поэтому готический храм можно по праву назвать образом мира.

Использованная литература Стили в искусстве / В.Г.Власов. - М.: АОЗТ « Кольна », 1995г. История искусства / К.Верман http:// www.tourblogger.ru http:// milanru.blogspot.ru http:// ru.wikipedia.org http:// www.countries.ru

Работу выполнили: Гордеева Елизавета и Рулёва Анастасия. Ученицы ГБОУ СОШ №750 г.Москвы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.